Древняя Средняя Азия

Развитие искусства неразрывно связано с историей. Вот почему при описании искусства Средней Азии или как её принято называть Центральной Азии, как и в случае с Месопотамией необходимо провести экскурс в историю древних народов Средней Азии. Поиски литературы привели меня в Академию Наук Узбекистана, где мне провели экскурсию в небольшом музее археологии при АН РУз и дали почитать изумительную книгу «Древние Цивилизации» издательства «МЫСЛЬ» 1989г под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина, а так же два журнала «FAN va turmush» (Фан ва Турмуш) 2006г ( спасибо моему знакомому, сотруднику Института археологии АН РУз. Геннадию Богомолову).

Для понимания разнообразия культур и искусств народов древней Средней Азии, необходимо так же иметь представление о народах населявших эту обширную территорию. Статья Маргариты Филанович «Переселение народов: климатический фактор» из журнала «Fan va turmush» 5-6/2006 открывает цикл статей о древнем искусстве народов Средней Азии.

 

Переселение народов: Климатический фактор.

 

 

Наша планета знала множество переселений народов, произошедших на протяжении многих тысячелетий. Большинство из них зарождалось в Азии и втягивало в водоворот событий множество племен и народов. Ареной таких передвижений зачастую становилась и Средняя Азия, в результате чего на ее территории на протяжении тысячелетий сменялись этносы, цивилизации, языки.

 

Ученые задаются вопросом, отчего в определенные периоды огромные массы населения вдруг снимаются с обжитых мест, покидают свою прародину, чтобы пуститься в долгие сопряженные с большими трудностями странствия. Однозначного ответа на этот вопрос нет. По-видимому, причинами волн миграций были не только социальные или политические события. Немалую, а иногда и определяющую роль спускового механизма играли изменения климата, водоснабжения, состояния растительного покрова и экологии в целом.

Изменения среды обитания, вызванные климатическими колебаниями, безусловно, оказывали огромное влияние на хозяйственную деятельность древних обществ и в первую очередь кочевых народов. Изменение состояния традиционных сезонных пастбищных угодий вслед за отступлением зоны степей из-за их усыхания принуждали древних скотоводов к далеким переселениям, изменению путей перекочевок, борьбе за новые территории расселения.

Совпадение глобальных изменений климата и широких миграций племен не может быть случайным. В конце IVначале III тысячелетия до н.э. началось расселение индоевропейцев, а во II тысячелетииотделившихся от них индрариев. Оно прокатилось от Ближнего Востока — Ирана до Индии, через Среднюю Азию, что лежала на их пути.

 

 

Согласно археологическим данным, массовое проникновение на территорию Средней Азии скотоводческих племен из Зауралья и их расселение в зоне от Арала до Гиссарских гор произошло во второй половине II тысячелетия до н.э. Многие исследователи связывают их с ариями. На юге территории современного Узбекистана они вступили в контакт с существовавшей здесь древневосточной Бактрийско — Маргианской цивилизацией земледельцев. На базе этого смешения сложились будущие бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и другие народности, составившие в последующие века основное население Средней Азии.

Если продолжить сопоставление климатических и природных изменений в Евразии с отмечаемыми исторически этнокультурными передвижениями, то можно отметить еще несколько всплесков этой миграционной активности, напрямую связанных со Средней Азией. В VIIIVII веках до н. э. происходит мощное движение скифов от Западной Монголии до Передней Азии, изгнавших киммерийцев. Затем в свою очередь савроматы потеснили скифов из Поволжья и Северного Кавказа. Часть савроматов устремились в Среднюю Азию вдоль Сырдарьи, через долину Зарафшана вплоть до берегов Амударьи.

С конца IV — начала III веков до н.э. наступает не благоприятный для кочевников жаркий и сухой климат. В этот период изменение гидрографии в районах дельты Амударьи и Сырдарьи, усыхание древних русел привели в движение племена дахов низовьев Сырдарьи, которые в поисках благоприятных мест для обитания продвинулись вверх по реке вплоть до Чача (современный Ташкентский оазис), а затем через долину Зарафшана вышли на правый берег Амударьи. Большая часть даховплемена апарнов, основали в передгорьях Копетдага в последней трети III века до н.э. Парфянское царство с династией Аршакидов.

 

 

0001.jpgЭти же обстоятельства обострили борьбу юэчжей и хуннов (кит. сюнну) за господство в степи и передел пастбищных территорий. В далекой Монголии в конце III века до н.э. происходят события, приведшие к консолидации обитавших там племен хуннов и созданию ими мощного государства. Начав свои захватнические походы на запад, хунны обрушились на юэчжей, вынудив их в свою очередь вытеснить племена саков на юг к Памиру. Юэчжи отступили и через Фергану вышли в середине II века до н.э. на правый берег Амударьи в Бактрию (современная Сурхандарьинская область Узбекистана), где создали свое государство, впоследствии давшее начало Кушанскому царству.

 

 

В русле той же волны этнических перемещений находится движение племен, известных по письменным источникам как асии, пасианы, тохары и сакаравлы. Большая часть их переселилась с правобережья Сырдарьи на юг, разгромив в середине II века до н.э. Греко-Бактрийское царство. Именно тохары отождествляются учеными с этнонимом юэчжи китайских источников. Согласно китайской хронике Цяньханыиу, они обитали первоначально на севере Западного Китая по соседству с племенами саков и усуней. Хунны, давшие толчок этому всплеску миграции, откочевали через степи Казахстана на запад до Поволжья, откуда их потомки — гунны в IV веке н.э. подтолкнули сарматов, а также, вестготов и другие германские племена и сами участвовали в разгроме Римской империи. События той эпохи вошли в европейскую науку как Великое переселение народов, так как «эффект» его был многократно усилен из-за столкновения с одной из величайших цивилизаций мира — Римской империей и ее крушением.

 

 

Усиление гуннов в Поволжье, где они создали крупное государство в конце IIIIV веков н.э., привело вновь в движение народы Великой степи. Демографический прессинг на этой территории, приведший к оскудению пастбищ, а также усыхание климата, отмечаемое с конца III века н.э., немало способствовали новой волне переселений.

 

С III века н.э. в степных и пустынных районах Центральной Азии настало время сильной аридизации (иссушения) климата, что привело в катастрофическое состояние хозяйство не только кочевников, но и земледельцев этих районов. В это время мелеют многие крупные реки и озера, такие как Балхаш, Зайсан, Иссык-Куль, а мелкие пересыхают. Римский историк Аммиан Марцеллин (IV век н.э.) называет Аральское море Оксийским болотом.

Для Средней Азии вновь наступила пора нового мощного вторжения кочевых племен. Первыми были хиониты, покинувшие после столкновения с гуннами в начале IV века н.э. места своего первоначального обитания в степях Приаралья и двинувшиеся на юг. В середине IV века они завладели землями кушан и создали в Бактрии-Тохаристане свое государство со столицей в Балхе. В отличие от монголоидных гуннов это было европеоидное население, которых считают потомками массагетов. Активные этнические перемещения кидаритов из Восточного Туркестана, часть которых пришла в Среднюю Азию, повторив маршрут юэчжей и достигла Южного Согда (современный Каршинский оазис), отмечаются в IV веке н.э.

0002.jpgНаибольших политических успехов достигли эфталиты, первоначально обитавшие, как полагает большинство ученых, в Бадахшане, откуда они обрушились на среднеазиатское Междуречье. Подчинив себе ранее пришедшие сюда племена и местное население, и перейдя к оседлости, они создали в IV веке н.э. громадное государство, как полагают некоторые ученые со столицей в Нахшабе, которое вступило в борьбу с Сасанидским Ираном и достигло немалых военных успехов. Однако в середине VI века завершающая эту волну миграция с северо-востока кочевых тюрок, объединившихся в Великий Каганат, положила конец господству эфталитов.

Все это свидетельствует о том, что изменчивость климатических условий в аридных зонах становилась мощным фактором в этнополитических процессах Центральноазиатского региона. Особенно сильным было это воздействие на самую нестабильную, подвижную часть населения — кочевников. Их вынужденное движение было направлено на поиск и захват новых земель, подхватывало, втягивало в водоворот событий другие народы, что в итоге приводило к крушению одних цивилизаций, интеграции новых групп населения в культурогенные процессы и созданию новых неповторимых по своему облику цивилизаций.

Маргарита Филанович. Институт археологии АН РУз.

 

www.fvat.uzsci.net

 


 

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *