Василий Верещагин. Туркестанская серия

Трудно переоценить значение Туркестанской серии для представления и понимания того, уже далёкого для нас времени, когда фотография только начинала свой путь в историю. Ведь в те далёкие времена все исторические события фиксировались только при помощи пера и кисти. Благодаря живописным работам В.Верещагина мы сейчас можем лицезреть людей, живших в 19 веке, а так же архитектуру старого Ташкента и Самарканда. Иметь реальное представление об этносе народов, населявших Туркестан.

Василий Верещагин. Туркестанская серия

vereschagin.jpg Верещагин участвовал в походе русских войск под управлением Кауфмана в завоевании Средней Азии. В июне 1868 года в составе небольшого русского гарнизона Верещагин принимает участие в обороне Самаркандской крепости от войск бухарского эмира, за что награжден орденом Св.Георгия 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги. Это была единственная принятая художником награда. Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных коллекций продолжает работать над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка — в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.

То, что показал Верещагин в Туркестанской серии, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью. Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину) Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве, «цветными заплатками» на его строгих одеждах, но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия — блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, «высоко поднимающее дух русского человека», заставляющее сердце биться «гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».


Успех Туркестанской серии в России, как уже отмечалось, был громадным. «По моему мнению, это — событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана», — резюмирует общественное мнение Крамской… Московский собиратель П.М.Третьяков, купил в 1874 году Туркестанскую серию … и открыл ее для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем после пристройки новых залов специально для верещагинской серии — у себя в галерее.

Верещагин наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого», прочно удерживавшей малейшие подробности виденного и позволявшей возвращаться к ним спустя много лет. Перебравшись в Мюнхен, он продолжает писать туркестанские этюды и картины. Он работает с натурщиками, сверяет каждую подробность с подлинными костюмами, оружием, утварью, привезенными из Туркестана, однако очень многое делает по памяти. Художник ничего не привносит «от себя». Его задача — достигнуть адекватности между тем, что он пишет, и тем, что предстает его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», по стасовскому выражению, между реальностью, как она живет в его памяти, и живописным изображением…

bitva.jpg soldiers.jpg vrasploh.jpg

tamerlan-doors.jpg mechet.jpg evnuh.jpg vostok.jpg

yard.jpg kirgizya.jpg samarkand.jpg

dutarist.jpg hunter.jpg black-clother.jpg afganets.jpg

girl-portrait.jpg uzbek.jpg hodjagent.jpg cygan.jpg

children.jpg holiday.jpg opium.jpg traders.jpg

mulla.jpg kochevka.jpg camel.jpg

medrese.jpg tashkent.jpg samarkand-city.jpg

Данную статью и изобразительный ряд я нашёл на изумительном сайте http://veresh.ru, где о В. Верещагине можно узнать и увидеть по больше.

 

 

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *