Актуальное искусство — «контемпорари арт» (contemporary art)

Прежде, чем рассказывать об актуальном искусстве Узбекистана, необходимо разобраться в самом понятии «Актуальное искусство» или «контемпорари арт» (contemporary art). Приведу высказывания нескольких специалистов в этой области изобразительного искусства.

Вот что пишет Макс Фрай известный писатель, автор популярных в России бестселлеров. Автор «Азбуки современного искусства» на GiF.Ru.
…Словосочетания актуальное искусство, актуальный художник появились в русском языке по инициативе самих участников актуального художественного процесса. В данном случае слово «актуальный» является эквивалентом английского contemporary (до этого момента в русском языке современный означало одновременно и contemporary и modern, что, согласитесь — форменное лингвистическое безобразие).

Ведь современным-то, по большому счету, можно назвать все, что происходит/делается/производится в настоящий момент. С этой точки зрения, пейзаж, изображающий дождливое утро в Средней Полосе и написанный, скажем, 14 июня 2000 года учеником художественной школы города Можайска — вполне «современен». Ничего удивительного, что «современными художниками» стали объявлять себя все, кому не лень. Даже Шилов с Клыковым тоже искренне полагают себя «современными художниками» — и что прикажете делать? А термин актуальное искусство позволяет избежать подобной путаницы — в частности потому, что большинству традиционалистов приятно полагать, будто бы они производят «вечное» искусство, на все, так сказать, времена. В их восприятии слово актуальный, несомненно, наделено негативным смыслом. Вот и славно.
Актуальный же художник (то бишь, contemporary artist) занят не борьбой за право присовокупить к существительному «искусство» сомнительный эпитет «вечное», и, уж тем более, не продолжением или развитием какой бы то ни было художественной традиции, а живым экспериментом…

http://azbuka.gif.ru/alfabet/a/actual-iskusstvo

Мирослав Немиров русский поэт, прозаик, эссеист, деятель актуального искусства (Википедия): «Актуальное» — в смысле… ну, в смысле, актуальное.

В смысле, вот, происходящее здесь-и-теперь, в смысле, самое наиновейшее, в смысле, изобретаемое сейчас и здесь, и представляющее собой что-то прежде небывалое, а не воспроизводящее готовые стандарты, хотя пускай и даже хорошо.

Так, например, «актуальным искусством» являлся, например, в 1960-е поп-арт и рок битласов, в 1970-е соц-арт и панк-рок, в начале 1980-х — искусство группы «Мухоморы» (см. Звездочетов) и, может быть, какой-нибудь ленинградский рок.

А нынче все это не является «актуальным искусством» в указанном понимании, хотя те же корифеи поп-арта живы до сих пор — Раушенберг, Джаспер Джонс — и делают вещи и почище тех, что прежде. Но теперь они уже не изобретают ничего принципиально нового, а работают в своей прежней манере (хотя внутри нее и усовершенствуются, и улучшаются), и поэтому — — —

Дополнительно нужно сказать, что понятие актуального искусства, во-первых, не является синонимом понятия «авангардное искусство». Например, А.Айги или там Э.Неизвестный, несомненно, авангардисты, но ничего актуального в их искусстве нет – они разрабатывают неактуальные нынче ветви авангардизма. А, например, Э.Лимонов или хотя бы автор этих строк – они хотя и не авангардисты, но, в общем, принадлежат к числу представителей именно «актуального искусства».

И уж конечно, понятие «актуального искусства» не совпадает с понятием «хорошего искусства»…

http://www.guelman.ru/avdei/aktualisk.htm

 

 

 

Ирина Базилева
Критик современного искусства, специалист в области художественной фотографии и искусства новейших технологий.

Сегодня мы все еще пребываем в ситуации отсутствия искусства нового века. В связи с этим термин «актуальное» в отношении искусства, современного нам (contemporary), звучит абсурдно, поскольку на самом деле относится к искусству, продолжающему традиции прошлого века. В этой связи актуализируется понятия modernity в отношении искусства настоящей эпохи, но в этом случае существенную сложность представляет определение самой эпохи и ее границ.

Если мы признаем, что живем в эпоху глобализма и информационной культуры, то внутри этой системы модернизация может быть оформлена (но не осмыслена) только как приспособление к антиисторическим запросам самой системы. Если же, в поисках смысла, мы пытаемся выйти за пределы этой системы, используя знакомый нам язык модернизма и признавая, что мы все еще живем в эпоху возможного преобразования мира, мы натыкаемся на реальную невозможность этого преобразования. Для искусства эта невозможность выражается, во-первых, историческим поражением искусства как общественной силы, во-вторых, онтологичеким бессилием языка служить для выражения смысла…

 

Эльмира Гюль, доктор искусствоведения, Ташкент, Узбекистан

…Обращаться или нет к традиционному наследию — этот вопрос особенно актуален в аспекте появления и развития в регионе актуального искусства. Термин «актуальное искусство» или «contemporary art» появился для того, чтобы различать производство «вечных ценностей» от искусства, практикуемого, как живой эксперимент: критического, неоднозначного, пугающего, издевательского, идиотичного, провокационного, и в то же самое время, прежде небывалого и оттого безумно интересного. Это, как правило, высокотехнологичное искусство, оперирующее новыми материалами и средствами, что дает основание критически настроенным зрителям определять его как кружок «умелые ручки»…

Из статьи «Наследие в творчестве художников стран Центральной Азии»

И так «актуальное искусство» или «contemporary art» относится к искусству, продолжающему традиции прошлого века (Ирина Базилева), практикуемого, как живой эксперимент: критического, неоднозначного, пугающего, издевательского, идиотичного, провокационного и в то же самое время, прежде небывалого и оттого безумно интересного. (Эльмира Гюль ) И уж конечно, понятие “актуального искусства” не совпадает с понятием “хорошего искусства”… (Мирослав Немиров).

А кто может определить хорошее это искусство или плохое? Только зритель, для которого всё это творится и время, могут поставить все точки над i. Согласен и с теми, кто говорит, что всё когда-то было актуальным, а сегодня оно уже не актуально. Ведь сколько людей столько вкусов и мнений. Кому-то нравится, кому-то нет. И по моему, Эльмира Гюль более полно и точно дала определение этому явлению под названием «актуальное искусство» или «contemporary art».


комментария 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *