Самарканд – Ташкент – Газган – скульптор Дамир Рузыбаев.

Дамир Рузыбаев заслуженный  художник Узбекистана родился в г.Самарканд в 1939г. С 1954 года учеба в республиканском художественном училище им. П.П.Бенькова. Рисунку учился у Мартакова Павла Петровича, своим учителем   так же  считает   Волкова Александра Николаевича. Окончив Ташкентское художественное училище, отказался от возможности продолжить обучение в Санкт-Петербурге. По совету Волкова А.Н. едет в Маргелан, где проходит жизненную школу, окунаясь в истоки народного творчества.

Дамир Рузыбаев в мастерской.

Его имя впервые появилось в художественной жизни Узбекистана в начале 60-х годов. Как профессионал Дамир Рузыбаев сформировался во время работы в археологических экспедициях Г.А.Пугаченковой  на раскопках Халчаяна, памятника древней культуры Центральной Азии.

Его работа «Портрет И.В.Савицкого», выполненный в 1984г. находится в Третьяковской галерее в г.Москва (Россия). В постоянной экспозиции музея Востока в г.Москва (Россия) находятся две работы Дамира Салиджановича Рузыбаева.

Постоянные поиски выразительных форм привели его к живописным импровизациям, лейтмотивом которых стала музыка.

С творчеством Дамира Рузыбаева я впервые познакомился в Центре национальных искусств «Заркайнар»  на выставке «Грани творчества»  28 мая  2012г., затем была 7-я Ташкентская международная биеннале, совсем недавно, 1 июня 2014г.,  мне довелось быть на празднике скульптуры, ежегодно  проводящемся мастер -классе, во дворе-студии Дамира Рузыбаева, что возле «кафановского» дома-художников.
В тот день между нами произошёл краткий разговор, который получил дальнейшее продолжение 5 августа, когда вдруг позвонил Дамир Салиджанович и пригласил к себе в гости.

В мастерской "кафановского" дома художников

Оказалось, что Дамир Рузыбаев  написал небольшую статью, в которой он, как скульптор,  давно снискавший широкое признание своего творчества, рассказывает о резчике по камню  из  кишлака Газган , который жил и творил на стыке 19 и 20-веков.

А в прочем, читайте сами (без купюр).

Как скульптор я люблю камень. Работать в нём одно удовольствие, причём камни из наших карьеров для меня предпочтительней, так как они, в отличии, например, от дорогого гранита габбро, хорошо гармонируют с нашим ландшафтом. Газганский мрамор, имеющий более шестидесяти оттенков от чёрного, красно-коричневого, фиолетового, голубого, охристого и белого, стоит в особом ряду. Опытные облицовщики делают из этих плит чудеса, используя всю богатую палитру этого камня. Но есть у него и недостаток, он очень слоистый и для скульптуры не годится. Практически нельзя извлечь без трещин большой блок. Но меня не покидало желание использовать цвета Газганского мрамора в скульптуре, и я придумал следующий метод: надо порезать мрамор разных оттенков кирпичами, выложить и склеить из них грубую пустотелую болванку скульптуры и работать над ней.

Эта идея заставила меня проехать в Газган. Естественно через Самарканд. Быть в Самарканде и не посетить древние шедевры архитектуры невозможно.

Каменная подставка под Каран. Мечеть Биби-ханым. Самарканд.

Каменная подставка под Каран. Мечеть Биби-ханым. Самарканд.

Особенно я люблю Ходжи Ахрор. Сейчас там организованна хорошая экспозиция «Согона санг» могильных камней, бережно собранных для этого.

Орнамент на надгробном камне. Надгробные камни у Ходжи Ахрара. Самарканд. Надгробные камни у Ходжи Ахрара. Самарканд.1 Надгробные камни у Ходжи Ахрара. Самарканд.2

Это старые камни разных эпох и я не устаю удивляться мастерству каменщиков — наших предков. Я специально сфотографировал, в том числе камень, где из-за слома видно, что он пустотелый.

Пустотелый надгробный камень-1Пустотелый надгробный камень

Дело в том, что в те времена, естественно, не было Камазов, их, например, из Зарбанда привозили в Самарканд или в Бухару на верблюдах. Но прежде на месте выдалбливали его изнутри, он становился пустотелым и более лёгким, что и видно на этой фотографии.

А ранее, будучи в Бухаре, я открыл для себя во дворце Ситораи Мохи Хоса двух каменных львов, очень выразительных и не похожих на виденные мной скульптуры, необычных по стилистике. Чувствовалось, что это выполнил местный мастер. Потом я узнал, что это работы резчика по камню из Газгана, Абдурахимжона Турдыева.

На мой взгляд, у него было прекрасное чувство пластики, и естественно, большой опыт работы в камне. Этот опыт и подсказал ему столь необычное решение, на заре двадцатого столетия, он удивительно точно трансформировал знания традиционного орнамента в нетрадиционную скульптуру, с прекрасным чувством пропорций, пустот и объёмов.

Лев А.Турдыева в АРК-е г.Бухара. нач. 20 века.

Лев А.Турдыева в АРК-е г.Бухара. нач. 20 века.

Надо сказать, что недавно я увидел добротно выполненные копии этих львов в Ташкенте. Они установлены перед входом в Караван – сарай им. Хирояма в Ташкенте, а выполнил их народный мастер Узбекистана, Каршинский керамист Баходыр Ниязов.

Любопытно, что это произведение, более ста лет  незамеченное искусствоведами   (только С. Булатов упоминает о нём в своей книге о народно-прикладном искусстве Узбекистана изданной в 1991 г. Издательством Мехнат) обретает новою жизнь. Это характерно для подлинных произведений. Видимо пришло время и этого мастера. Одного из его внуков я знаю. Это, живущий в Самарканде скульптор, Туркман Эсанов. Он и дал адреса своих родственников в Газгане, ожидавших нас там. Еще издали притягивют горящие золотом мраморные дома и заборы Газгана. И вот мы в Газгане, в одном из красивейших кишлаков Узбекистана. Встретили нас там гостеприимно. Ортыкбой Эсанов, брат Туркмана, с сыном Завкий.

Ортыкбой Эсанов Завкий Эсанов.

 

Оба потомственные каменотёсы. Я просил показать и рассказать все, что связанно с Абдурахимом Турдыевом. К великому моему удовольствию они показали мне старую, в последствии раскрашенную, раскрашенную фотографию деда и рассказали о нём.

Абдурахим Турдыев  из семейного архива Эсановых.

Абдурахим Турдыев из семейного архива Эсановых.

Меня повезли также к хаузу украшенному большими, каменными водосливами, чудесной работы.

Львинная голова. Абдурахим Турдыев.2 Львинная голова. Абдурахим Турдыев.1 Львинная голова. Абдурахим Турдыев.3 Львинная голова. Абдурахим Турдыев.

Это были также произведения А. Турдыева. Родился Абдурахим Турдыев в Газгане в 1870 г. С детства был знаком с различными работами по камню. В 1910 г. создал своих львов в Бухаре. Кроме того он участвовал в многочисленных строительствах мечетей в Дехканобаде, Шахимардане, Самарканде и Ургуте. В предыдущую поездку в Газган в 70-х годах я посещал старую, необычную мечеть на окраине Газгана, недалеко от карьера чёрного мрамора. Помню, как меня поразил необычный интерьер мечети с толстыми чёрными колонами.
Наступили 1937-1938 годы. Так как А.Турдыев работал с Файзуло Ходжаевым, в 1938 г он был репрессирован.

Думаю, что необходимо разыскать все, что создано мастером. Можно сказать, что своим творчеством Абдурахим Турдыев, невольно,  заложил фундамент будущей школы скульптуры Узбекистана.

                                                                                                                                                                     Д. Рузыбаев

Очень хорошее эссе о Д.Рузыбаеве написал Устименко Алексей  «Улетевшие души переселяются в глину, бронзу и камень/ Дамир Рузыбаев».

комментария 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *