Символизм

tsarevna-swan.jpgСимволизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon — знак, символ) — направление в европейской художественной культуре конца 19-начала 20 вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России.
Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера.
Заимствованные литературные сюжеты и «вечные» мотивы воплощались формальными средствами почти всех основных направлений 19 в. — классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приёмов, в парадоксальном сочетании салонной банальности с изощрённой фантазией — то манерно-утончённой, болезненно-хрупкой (Г. Моро во Франции), то убеждающе достоверной, как бы осязаемой (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти X. Тома в Германии), то интригующе неопределённой и пугающе алогичной (О. Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии).
В конце 1880-х гг. во Франции П. Гоген и группа его последователей (понт-авенская школа: Э. Бернард, Л. Анкетен и др.), призывая следовать «таинственным глубинам мысли», сблизились с символизмом. Основываясь на живописной системе так называемого синтетизма, обобщая и упрощая формы и линии, ритмически располагая крупные цветовые плоскости, прибегая к чёткой контурной линии, они пытались воплотить искомые символы в самом характере пластической формы.
Особое место в живописи символизма занимает близкое к «модерну» сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля «модерн», некоторые мастера конца 19-начала 20 вв. придавали символическим образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Ф. Ходлер в Австрии).
Ещё дальше от устремлений поэтов-символистов отстоял связанный с ними организационно (через журнал «Золотое руно») смутно-мистический символизм группировки «Голубая роза». Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски. В живописи К. С. Петрова-Водкина в духе символизма предугадывался, а затем образно осмыслялся исторический перелом в судьбе страны. В первые после-революционные годы некоторые приемы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эпохи (произведения Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона и др.).

Не много о самых известных мастерах Символизма
Мунк Эдвард (Munch, Edvard) (1863-1944 гг.), норвежский живописец и график. В 1880-1900 гг. жил во Франции, где испытал влияние постимпрессионизма, в Германии и Италии. Его мировоззрение формировалось под воздействием творчества писателей-символистов (символизм), что определило его частое обращение к характерным для символизма «вечным» мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги.
Творчество Мунка с начала 1890-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн («Сестра художника», 1892 г.; «Девушки на мосту», около 1901 г.), но обнаруживало и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма («Крик», 1893 г.). Большинство картин 1890-1910-х гг. входят в незавершённый цикл «Фриз жизни». Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи, писал станковые произведения разного, в том числе лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.

М.А. Врубель (1856 — 1910) родился в 1856 году — в год коронации Александра II Освободителя; последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции. Следовательно, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик — чуть более 20 лет. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда ему было семь, отец женился вторично, имея во втором браке трех детей, один из которых умер в детстве.
Художественные задатки, видимо, были обнаружены рано…
По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. поступил в Академию Художеств. Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов. На раннем этапе своего творчества много внимания уделял акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи. Позднее был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Несколько месяцев в 1884 г. провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию продолжил работы в Киеве. В 1887 г. ему поручается исполнение фресок для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.
Осенью 1889 г. он переезжает в Москву, где начинается период его наиболее плодовитой работы. Здесь он знакомится с С.И. Мамонтовым, который принимает участие в художественных начинаниях художника. В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает «Демона сидящего» (1890), «Испанию» (1894), пишет декоративные панно «Венеция» (1893), «Принцесса Греза» (1896), иллюстрирует произведения М. Лермонтова, занимается скульптурой и декоративной керамикой, работает для театра. В 1899 — 1900 годах исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики («Снегурочка», «Лель», «Садко», «Египтянка» и др.) Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность.
Среди поздних его шедевров — картины «Царевна-Лебедь», «Сирень» (обе 1900), «Демон поверженный» (1902), «Шестикрылый серафим» (1904) и др. В 1902 г. появились первые признаки душевного расстройства. С тех пор художник постоянно находился под наблюдением врачей. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. В искусстве серебряного века Врубель представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: «Врубель был нашей эпохой».

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *