Дадаизм

Дадаизм — модернистское течение (с 1916 г. по 1926 г.). , ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. Возникнув как литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, и в фотографии, и в скульптуре.
По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность «ради великого Ничто». Возникновение группы дадаистов в 1916 году было связано с открытием артистического клуба — «Кабаре Вольтера» в Цюрихе. Что обозначает понятие «дадаизм» не знает никто.
Вот что пишет об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный вождь Тристан Тцара в манифесте 1913 года: «Дада — это хвост священной коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки и воспроизведением младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
Программным документом движения был «Манифест Дада 1918 года«. В это время Тцара сближается с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабио, которые уговаривают его перебраться из Цюриха в Париж, где Тцара знакомится с поэтами Андре Бретоном, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Филиппом Супо и Пьером Реверди. Дадаизм переживает новый расцвет в 20-22 годах, вся Европа оказывается поражена дадаистским вирусом. Но многим последователям дада начинает казаться, что они вращаются в замкнутом круге. Часть художников — будущих сюрреалистов — стремится начать все заново и опираться на теорию, в которой наряду со всеобщим отрицанием главенствующее место должно было занять бессознательное.
Дадаистами создается ряд «бессмысленных» произведений: «Святая дева» Пикабии выглядит как чернильная клякса. Картина «LHOOQ» Марселя Дюшана представляет собой репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами. Другая его произведение под названием «Фонтан» представляет собой писсуар с росписью художника. . Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией «готовых» (ready-made) объектов. Внезапно возникнув, дадаизм также внезапно, в 1922 году закончил свое существование, отступив перед победным натиском сюрреализма.
Макс Эрнст один из основателей немецкой группы «Дада» — причисляется к более умеренному крылу дадаизма. В его картинах «Изничтожение невинных», «Император Убу»: и т.д. сухим безжизненным письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Для другого влиятельного представителя дадаизма-Франсиса Пикабия характерны картины напоминающие технические чертежи: «Дитя карбюратор», «Любовный парад». Подобные произведения дадаизма являются каким то проблеском в общем сумбурном, анархичном бунте художников «Дада» против надоевшей и в то же время необходимой действительности, а в конечном счете- против всего человеческого прошлого и настоящего. Возможно из за этого противоречивого проблеска короткое время дадизмом интересовались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо, Поль Эллюар и.т.д.
Произведения дадаистов прежде всего странные бессмысленные коллажи или просто неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи . Дадаизм ни в социальном, ни в художественном смысле не представляет собой сколько-нибудь программного тем более целостного течения. Но кроме того ,это та «пустота»,то «ничто», пройдя сквозь которое большинство уходило в сюрреализм, а некоторые — в абстракционизм.

Из сайта www.ssga.ru

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *