ПОРТРЕТЫ ПОЭТЕССЫ МАХЛАР-АЙИМ НОДИРАБЕГИМ (1792-1842 ГГ.), СОЗДАННЫЕ УЗБЕКСКИМИ ХУДОЖНИКАМИ ХХ ВЕКА ЧИНГИЗОМ АХМАРОВЫМ, АЗИЗОЙ МАМАТОВОЙ И АРИФОМ МУИНОВЫМ

Ulugbek Mamatov, художник исследователь
Национальный институт художеств и дизайна им. К.Бехзода, Узбекистан
Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике — «Узбекистан»;

В статье исследуются живописные портреты поэтессы Махлар-айим Нодирабегим, созданные узбекскими художниками ХХго века.

Эти страницы посвящены исследованию трех портретов Махлар-айим Нодирабегим – знаменитой узбекской поэтессы, выполненных в технике масляной живописи.

Она родилась 1792 году в семье Андижанского хана Рахманкул-бека. В юности получила хорошее образование, свободно владела как родным так и таджикским языком. Совсем юной ее выдали замуж за Кокандского правителя Умар-хана, который сам был хорошим поэтом и писал под псевдонимом Амири. Когда ей было 30 лет, умер ее муж и на престол сел 14 летний сын Нодирабегим. Эта замечательная женщина и ее сыновья Мухаммадали и Султан Махмуд были казнены в 1842 году бухарским ханом Насрулло, так как она отказалось выйти замуж, после смерти супруга за него и передать ему трон Кокандского ханства. В одном из стихов Нодирабегим писала:

«Будь дальше от спесивой лжи,
Надменным, гордым не служи…»
И далее: «Но вольных в цепь не заковать,
Капкан не будет их уделом»1.
Кокандское ханство располагалось в Ферганской «Золотой долине» в Узбекистане. Во времена феодализма, в период расцвета ортодоксальной религии Ислам в Ферганской долине, с 17 века по 20 век, жили и творили более 18ти поэтесс, известных в Средней Азии. Нодирабегим писала во многих жанрах поэзии, мастерски используя лучшие традиции творчество Лутфи, Навои, Хафиза, Физули и др. Она и ее преподавательница Увайсий были наиболее любимыми и почитаемыми поэтессами в народе. В целом, Ферганская долина, в древности называемая Парганой, была щедра на таланты. Далеко за ее пределами в Египте, жил и творил великий математик Ал-Фергани (известный на западе под именем Алфраганус) — уроженец Ферганы. Именем литературоведа и поэта конца 19го века и начала 20го века Мукуми, назван музыкально-драматический театр в городе Ташкенте, свои знаменитые стихи писал в изгнание в Кашгаре, поэт-демократ, просветитель Фуркат и другие.

Возвращаясь к портретам Нодирабегим, созданными художниками Чингизом Ахмаровым, Азизой Маматовой и Арифом Муиновым, надо отметить, что все три портрета написаны художниками, глубоко почитавшими личность поэтессы и любившие ее поэтическое наследие. Портрет кисти Чингиза Ахмарова полнокровно отразил образ Нодирабегим. Художник написал портрет размером 100х100, на загрунтованном льняном холсте, темперными красками в 1976 году. Портрет является собственностью автора.

Ч.Ахмаров, х/темпера, 100х100,

Ч.Ахмаров, х/темпера, 100х100,

Ч.Ахмаров, х/темпера, 100х100, 1976 г.

Ч.Ахмаров, х/темпера, 100х100, 1976 г.

Изысканный, общий, темно-сиреневый колорит с вкрапленными светло-изумрудными и светло-желтыми всполохами цветов на халате Нодирабегим и на майолике в форме звезд на фоне портрета, как бы предвещают трагический конец этой великой женщины. Чувствуется, что много грустных раздумий вложил мастер в этот портрет. Он написан в узнаваемой, присущей только этому художнику, декоративно-плоскостной манере. Портрет Нодирабегим, поколенный, это дает возможность зрителю сосредоточить внимание на движение чуть откинутой головы, на фоне которой написаны строки из газеля поэтессы арабским шрифтом, на выражение лица, задумчивым и в тоже время решительным взглядом темных глаз. Головное украшение и серьги (уйгур балдак), халат из бекасама2, узоры, которого характерны только Ферганской долине, все это создано руками народных мастеров и на них лежит отпечаток древних традиций местных профессиональных школ прикладного искусства. Движения рук поэтессы на портрете выразительны, кисть левой руки лежит на кисти правой, они говорят о сосредоточенности мысли и в тоже время о волнение, которым охвачена эта прекрасная женщина. Поиски образа Нодирабегим у художника Чингиза Ахмарова – мастера изобразительного искусства, были долгими (с 1970 года по 1976 год). Еще 1970 году, он создал замечательный погрудный портрет поэтессы, который хранится в Государственном музее искусств Узбекистана (холст, темпера 70х60), где проявились основные черты ее характера, перенесенные на портрет, созданный в 1976 году. Так Чингиз Ахмаров, этот большой мастер отдал дань уважения памяти знаменитой поэтессы Нодирабегим.

Маматова Азиза, 110х95, 2000 г

Маматова Азиза, 110х95, 2000 г

Творческий портрет поэтессы Нодирабегим, Маматова Азиза задумала в зрелом возрасте, будучи уже сложившимся художником. Портрет она писала почти пять лет, с небольшими перерывами, с 2000 года по 2005 год. Сама она считает портрет не завершенной. В поэтической среде города Коканда, в котором родилась в 1947 году художница, часто говорили о знаменитой поэтессе Нодирабегим. Известные певцы исполняли песни на ее стихи, народ Ферганской долины питает особую любовь к творчеству этой поэтессы и к личности самой Нодирабегим, за ее духовную красоту, за преданность народу и патриотизм. Портрет написан на загрунтованном льняном холсте масляными красками, в размере 110х95. Он является собственностью автора. Портрет, кажется сотканным из холодных, серебристых тонов. Превалируют сине-зеленные цвета с примесью голубо-фиолетовых цветов. Молодой месяц плывет по сумеречному небу, легкий ветерок играет прядями волос женщины, колышет ветки сирени с темно-зеленой листвой. Поэтесса изображена в длинном, темно-голубом платье затканным серебряными узорами, платье плотно облегает ее стан и стройные ноги. Она сидит в парке и рядом с ней, на ветке молодого деревца, пристроился темно-синий павлин – любимая птица на востоке. Голова павлина повернута к ней, он как бы вслушивается в ее стихи. Взгляд Нодирабегим обращен к зрителю, она как будто предчувствует свою трагическую кончину, от чего у нее в глазах глубокая печаль, но в них нет страха. Эта талантливая и гордая женщина не могла принять унизительное предложение от врага и предпочла смерть.

«Презри печаль, сияй зеркальной чистотой,
Где ляжет пыльный пласт, там вянет вешний цвет.
Порок гордыни, знай, тебя в прах сотрет:
Где спесь зажжет свой жар – там и беда вослед»3.
Вот уже двести лет по всей Ферганской долине читают и поют на ее стихи песни. Узбекский народ бережно хранит в своей памяти поэзию Нодирабегим.

В 2000ном году художник Ариф Муинов, создал портрет Нодирабегим.

Муинов А., 100х80, хм, 2000 г.

Муинов А., 100х80, хм, 2000 г.

Портрет написан на загрунтованном льняном холсте масляными красками, в размере 100х80. На портрете, около яблони с золотистыми листьями, изображена молодая женщина в царском золотом, головном уборе, одетой в темно-вишневый халат, который украшен арабесками, вышитыми золотыми нитями по вороту и рукавам. Портрет хорош по цвету, как и все женские портреты, написанные этим художником. Он создан в теплой, золотистой гамме и производит впечатление гармонии и света. В изящном жесте правой руки, поэтесса держит перо, а в левой руке у нее небольшая тетрадь с ее стихами. По видимому, художнику хотелось запечатлеть в своей картине момент ее вдохновения. Портрет Нодирабегим свидетельствует о художнике Арифе Муинове, как о прекрасном знатоке женской психологии. Живопись художника в этом портрете обрела определенную цельность. «Романтические и этические начала, реалистические и метафорические приемы часто объединяются в творчестве Арифа Муинова в единое целое»4. Мастер изобразительного искусства Ариф Муинов в своем портрете Нодирабегим в полную силу передал величие своей героини.

Портреты поэтессы Нодирабегим, созданные тремя художниками: Чингиз Ахмаровым, Азизой Маматовой и Арифом Муиновым, нельзя сравнивать по принципам – хуже или лучше, так как художники прошли различные этапы творчества, у них различный жизненный путь и они представители различных изобразительных школ. Чингиз Ахмаров, перед войной закончил Суриковский институт в Москве, Азиза Маматова с 1966 по 1973 год училась в художественном институте им. Репина в Ленинграде, а Ариф Муинов –представитель Ташкентской изобразительной школы.

У них различное мировоззрение, почерк, различные манеры письма. Их произведения свободны от какой-либо дидактике и привлекают, в созданных ими произведениях, достоверные, исторические исследования конкретной человеческой ситуации. Вместе с тем, авторам этих портретов, удалось такое исследование сочетать с широтой чувствования, восприятие атмосферы в целом, благодаря чему их портреты не являются наблюдениями частного характера. В присутствия такого чувства времени, убеждает родственность пластических интонаций, проступающие сквозь все отличия индивидуальных, национальных манер этих художников. Она уловима в сложности живописной интерпретации образов, которая погружает зрителя в атмосферу серьезной душевной работы, заставляя его переживать и красоту, и напряженную диалектику реальности. Этих художников объединяет глубокое уважение к поэтессе Нодирабегим и любовь к ее творческому наследию. Что касается сопоставления этих произведений, можно сказать, разве мы сравниваем Мадонну Литту, созданную Леонардо да Винчи с Мадонной Бенуа, написанную его младшим современником Рафаэлем Санти? Зритель просто получает эстетическое и этическое удовольствие, глядя на этих творения.

Жизнь человеческого духа, его отношение с окружающим миром, во многих произведениях узбекских мастеров изобразительного искусства второй половины ХХ и начала ХХI века, переносится в план общечеловеческий и вневременной. Переживание и восприятие вполне реальных событий, оформляются в образах символического звучание – нечто сходное встречается в поэзии Алишера Навои, в росписи Сикстинской капеллы у Микеланджело Буонарроти, в симфониях Людвига ван Бетховена, словом, во многих крупнейших явлениях мировой, художественной жизни различных времен. Велико значение и влияние вышеприведенных произведений изобразительного искусства на духовное воспитание и развитие молодого поколение Узбекистана.

Произведение мастеров изобразительного искусства противостоят безжизненному натурализму «Зыбкости, случайности и приблизительности». Многие мастера изобразительного искусства Узбекистана сложились, как художники музыкально-поэтического строя. Они мечтают о мире светлой гармонии и высоком ясном совершенстве. Создание портретов поэтессы Нодирабегим, художниками Узбекистана, подчинены именно этой благородной цели. И в конце хотелось бы привести слова поэтессы Нодирабегим. Она со своего времени оставила нам завет о светлом будущем: «Я мечтаю о том, как взойдет солнце нашего счастья и наступит конец мраку темницы».

Литература:

1. Перевод поэта Сергея Иванова.
2. Вид шелковой материи, которой производят в городе Маргилане Ферганской долины.
3. Перевод поэта Сергея Иванова.
4. Г. Тимурова. «Певец женских образов». Санъат. 2/2001 г. с. 37.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *