Театр «Ильхом» и персональная выставка «Открытый вакуум» Темура Шардеметова

7 Мая 2016 г. в преддверии праздника Победы, Памяти и почестей мне довелось попасть на три выставки, одна из которых под названием «Открытый вакуум» прошла в театре «Ильхом», которая открыла нам нового,  молодого, интересного художника – Темура Шардеметова.

АфишаОткрытие выставки

Впечатления Беллы Сабировой от данной выставке  можно прочесть ниже под заголовком История одного приобретения , после поста об этом вернисаже.

Полотна Темура, по началу,  несколько обескураживают. Выполненные в экспрессивной манере с большой цветовой гаммой, полотна  эмоциональны. На первый взгляд, не понятно, что хотел сказать художник, выплёскивая на холсты сгустки своих эмоций и чувств. Но, услышав от Джамы Адылова историю организации этой выставки, постепенно, всё стало на свои места. Здесь и Джама, и Максим Варданян (в цветовой гамме), и конечно же, сам Темур Шардеметов со своим «экзистенциальным экспрессионизмом» (определение А. Жолдасова).

Темур Шардеметов 19

Темур Шардеметов 20

Темур Шардеметов

Темур Шардеметов 8 Темур Шардеметов 4 Темур Шардеметов 5

Темур Шардеметов 7 Темур Шардеметов 6Темур Шардеметов 3

Темур Шардеметов 16 Темур Шардеметов 9 Темур Шардеметов 15

Темур Шардеметов родился в 04.06.1990 г в Каракалпакстане.  После окончания школы поступил в Нукуский колледж культуры и искусств на факультет ИЗО. C 2009 г. Учился в Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзода. Факультет живописи, отделение театральной декорации.  Работал художником декоратором в Узбекском государственном музыкальном театре им. Мукими.

Знакомство с Джамой Адыловым предопределило дальнейший путь молодого художника. В работах Темура прослеживается влияние Джамы. Большинство  работ выполнены в темных тонах. В них присутствует некая мрачность. Как сказал Джама – «Темур прежде писал картины медленно и подолгу. Они напоминали работы, которые пишут многие художники, окончившие отделение театральной декорации, а тут он стал быстро выстреливать одну работу за другой». Словно открылся клапан и мысли, и эмоции, переполнявшие художника, выплеснулись на холсты.

Темур Шардеметов 12 Темур Шардеметов 11

Темур Шардеметов 17 Темур Шардеметов 13 Темур Шардеметов 14

Темур Шардеметов 18

Темур Шардеметов 21Темур Шардеметов 23

Темур Шардеметов 24 Темур Шардеметов 22

Темур Шардеметов.

Темур Шардеметов 27 Темур Шардеметов.Экспозиция Темур Шардеметов.Экспозиция 1

Темур Шардеметов. Экспозиция 2

Темур Шардеметов.Экспозиция 3

К сожалению, работы не имеют ни названия, ни даты написания. А нужно ли это делать, когда эмоции, краски и фантазия правит бал? Возможно, спустя некоторое время Темур решится дать названия своим работам.

Интересны впечатления Арустана Жолдасова от  этой выставки, выложенные на страницах Facebook.

И ещё несколько фотографий с выставки.

На открытии выставки.На открытии выставки 1 На открытии выставки

Немногословный Джама с парой слов. Встречи и беседы. Эльмира и Рубен

Рубен и Максим Встречи и беседы. Эльмира и Рубен. Втречи и беседы Втречи и беседы 1 На выставке На выставке 1 На память Нина и Юра Усеинов

Выставка открыта до  23 мая 2016 г..

***


Спустя месяц, своими впечатлениями об выставке «Открытый вакуум» поделилась ценитель искусства Белла Собирова в своей заметке История одного моего приобретения.

Белла Собирова

История одного моего приобретения.
Сначала мне встретился плакат с рекламой о предстоящей выставке Темура Шардеметова и, как всегда, сухая, ничем не выдающаяся справка из серии «где родился, где крестился». Изображение на плакате моментально отослало меня к не раз мной просмотренным рисункам душевнобольных людей и никаких положительных ассоциаций не вызвало, мягко говоря. Но все же, для так сказать очистки совести, я просмотрела работы с прошлой его выставки в «Bonum Factum». Абсолютно ничем меня не привлекли эти жалкие потуги «хочу быть Джамой Адыловым, Сальвадором Дали и Френсисом Бэконом одновременно… ну и немножко Гойей».
Открытие второй выставки состоялось и вряд ли кто-то отметил мое отсутствие, да и я как-то не переживала по этому поводу, честно говоря. Примерно через неделю, проезжая недалеко от театра , по Навои, я решила «отметиться», посетив экспозицию, тем более , что у меня было свободное время и я никуда не спешила. Такое иногда случается, правда, бывает, я намеренно не прихожу на открытие, потому что некоторые экспозиции и авторы требуют спокойного , вдумчивого созерцания. По старой привычке, оказавшись в выставочном пространстве, я всегда направляюсь прямо к стойке, где обычно имеется пресс-релиз и почему-то совсем не удивилась его отсутствию. Глубоко вздохнув, я начала осмотр экспозиции и… здесь началось самое интересное. Вообще я наслышана о «последних модах» и топос психоделической эстетики, основывающийся на теории сдвигов сознания и его измененных состояниях, в целом, мне знаком, как и работы ее основателя Павла Пепперштейна, известного российского художника. Однако, дефиниция галлюциноза, о которой он много рассуждает, мне была не совсем ясна, ввиду частых отсылок к наркотическим веществам и их особом влиянии на сознание и, наряду с этим, множества разговоров о достижении подобного эффекта вне их воздействия , как особого состояния художника, находящегося в ясном уме и твердой памяти, но при этом, в силу своего особого восприятия мира, способного «работать» с образами подсознания. Все это мне казалось неубедительным и всегда вызывало настороженность. Так вот, чем глубже я проникала (иначе не назовешь) в предлагаемые художником немыслимые образы (или Они в меня проникали?), тем более, мне казалось, что время замедляет свой ход, а мой привычный абсолютно незыблемый реалистичный мир, рушится и медленно исчезает. Это очень странное амбивалентное ощущение. Я обошла экспозицию раз, два, три раза… Такое со мной бывает крайне редко и только на ретроспективных выставках в силу того, что они часто связаны с моей скромной коллекцией и мне хочется более ясно уловить манеру и стиль того или иного интересующего меня художника.
Здесь же происходило нечто совсем иное. Художник не иллюстрировал реальность, а создал образы, которые есть сгущение реальности и стенография чувств, на мой взгляд. Конечно, вспомнился и Бэкон со своим: «Риск – это участь каждого художника, иначе вас ждет академизм. Я надеюсь, что я воссоздаю реальность. А вся реальность — боль». Конечно, отметим и слова Умбето Эко: «Есть нечто печально злокачественное в природе нашего мира. Уродство непредсказуемо, красота предельна…». Кроме того, не могу не сказать о Шардеметове как одаренном тонко чувствующем колористе, с этим спорить категорически невозможно.
Закончив «обход» и надеясь, что Мой «галлюциноз» закончился, я купила чашечку кофе и уютно устроилась в кафе театра. Но не тут-то было! «Фиолетовый» образ и остальные видимые мне персонажи принялись внимательно наблюдать за мной, снова и снова притягивая к себе мое внимание. Это забавное и крайне необычайное для меня ощущение! На каком-то этапе я поняла, что нахожусь «под властью» Шардеметова уже часа полтора и в итоге, не без усилий, все-таки вырвалась из его «объятий»).
Прошло немало времени, но «фиолетовое Нечто» и еще несколько образов, периодически всплывали в моей памяти.

Темур Шардеметов Фиолетовый образ Темур Шардеметов 5

Выставка подходила к концу, но никаких положительных отзывов о ней я так и не заметила, кроме впечатлений уважаемого мной Арустана Жолдасова. Один из искусствоведов, на мой вопрос о его ощущениях, ясно дал знать, что искусство Шардеметова антигуманно и заслуживает разве что «диагноза» психиатра, однако, позже усомнился в сказанном и сделал удивительное предположение о чуть ли не гениальности творца. Вообще, такие резкие «переходы» со стороны профессионалов, мне кажутся неубедительными. Были также удивительные мнения о том, что Шардеметов — наша надежда….
Прошло еще немного времени и мне удалось побывать повторно на выставке с Вячеславом Ахуновым. Вот что он отметил: «Природа дала Темуру редкое чувство цвета и колорита. Как распорядится он этим редким даром покажет время. А пока, следуя заветам немецкого экспрессионизма, молодой художник пытается найти в живописи ноту, цвет, звучание, которые бы соответствовали оптимизму, трагизму и иронии современности. Но после экспрессионистов начала века и неоэкспрессионистов 70-х , остается относиться к вещам с двойной иронией, с настороженностью и подозрительностью, с тем налетом трагизма, который имеет обыкновение продираться сквозь смех и слезы».
На этом, мое любопытство не было исчерпано, и я обратилась к Карасеву В.А., который поле двухчасового (!!!) пребывания на выставке, изложил свое видение так: «… Какая-то странная, мощная энергетическая сила подхватила меня и швырнула вон из остекленевших дверей театра «Ильхом», через дорогу в небольшой огороженный садик. Нестерпимая тошнота подступила к горлу, и я опустился на звонкую зелень травы, а в сознании все время крутилась одна и та же фраза: «Бог нас проклял! Бог нас проклял…»!
Именно от этой фразы мне театр, а точнее – его фойе казались некой неумытой, неочищенной клоакой, в которую вошел сатана и осквернил храм. Там на стенах, с глумливой иезуитской старательностью, были развешаны отпечатки диагноза тяжелейшей формы депрессивной шизофрении, которые только сумасшедший мог назвать картинами.
Как пилигрим с загадочной миссией из экологической преисподни приаралья, вознаградил мой Ташкент, своим посещением Темур Шардеметов и представил достаточно немалую уймищу работ под общим лозунгом «Открытый вакуум». Действительно – это абсолютный вакуум нравственности. Это вакуум бесчеловечности!
Большинство работ посвящены портретному жанру, хотя скорее, это живодерня патологии, где лики изображаемых раздавлены, изувечены, а тела разлетаются в клочья. Словно подтверждение слов, сказанных когда-то по такому же случаю замечательным узбекским художником Вениамином Кедриным: «Это есть банка с краской, брошенная в лицо искусства». Ни один из выставленных «шедевров» не имел пояснительных данных. Вместе с администратором «Ильхома» мы перевернули большинство работ, но и на обороте холстов не было ни одной надписи, ни названия, ни имя автора, ни дат написания и пр. Да что это за потеряшки такие?
Господи! Да что же это за мир , в котором живет Темур? Неужели все так исковеркано вокруг него? Какая ненависть к окружающей художника действительности и, несомненно, личное отчаяние! А как же быть с элементарной памятью о художественной школе? Или Нукусская коллекция авангардной живописи первой половины ХХ века, как говорят – «крышу снесла»? …»
Дорогие друзья, услышав столь различные подходы и мнения, и основываясь на собственных ощущениях от увиденного, я, как девушка весьма любопытная в хорошем смысле, посчитала просто своим долгом встретиться с Темуром. И здесь не обошлось без «приключений». Художник сильно меня смутил предложив встретиться не где-нибудь, а около боткинского кладбища у цветочного базарчика. Да уж…, это было особенно символично после посещения его экспозиции. Тем не менее, встреча состоялась, я увидела весьма привлекательного молодого человека с необычным лицом и редкими светлыми глазами. Поприветствовав, художник любезно пригласил меня в свое скромное жилище , где я увидела нечто необычайное. Помимо повторного просмотра уже хорошо мне знакомых по выставке работ, конечно, мне было крайне важно понять, насколько художник «в себе», скажем так, и я попросила показать мне его пленэрные этюды, зарисовки и прочие, пусть ученические и постановочные работы.
Господа, то, что я увидела, было более чем достойно! Прекрасные, воздушные, исполненные с большим настроением и настоящим мастерством этюды, которые и «ученическими» назвать язык просто не поворачивается, предстали передо мной во всей красе. И чем больше художник выкладывал передо мной из внушительных сумок эти, написанные зачастую, на простых канцелярских папках рисунки, тем более я убеждалась, что передо мной, пусть и молодой, но более чем талантливый мастер. Малая часть этих этюдов представлена на фото.
13263693_681459718659421_5268807542523558972_n 13254503_681459731992753_3134310431534086580_nТемур Шардеметов
Параллельно, мы беседовали, я задавала разные вопросы и получала весьма внятные ответы абсолютно нормального мыслящего здорового человека. Из беседы мне стало известно, что пленэрные эксперименты и пейзажи его более не интересуют на данном этапе творчества, и даже промелькнуло, что он «никогда» писать в этой манере не собирается. Что же касается «образов», то они возникают в его голове спонтанно и не имеют отношения к реальным персонажам, чем, признаюсь, снова меня немало удивил (речь, как вы понимаете, сейчас не о портретах Адылова и других близких, представленных на выставке). В конце беседы, признаюсь, художник очаровал меня своей искренностью, скромностью и явным природным талантом. К тому же, я увидела почти во всю стену наброски явно заказанного ему архитектурного пейзажа, что убедило меня в его трудолюбии и желании заработать на повседневные нужды своим умением. Ну и конечно, не могла я уйти с пустыми руками из его мастерской. Еще в театре мне приглянулись две работы. С одной из них, Темур согласился расстаться, но другая… Поверьте, «Образ на фиолетовом фоне» мне «дался» нелегко. Темур категорически не хотел с ним расставаться и еще в беседе по телефону это отметил однозначно. С его слов, это была «поворотная» работа после первой выставки, и на ее создание ушло более полугода. Другие же образы, не менее им любимые, все же были готовы «к расставанию». Но, как говорится, мы не ищем легких путей, и, включив все свое женское обаяние и сопутствующие имеющиеся «ресурсы», скажем так, я все-таки убедила Темура, и фиолетовый Некто теперь у меня в коллекции. Кроме того, мне досталось два замечательных пленэрных эскиза… Чудесный, незабываемый день!
Несколько фотографий от Беллы Сабировой к этой заметке.
13245465_681459775326082_117228356544494944_n 13263824_681459778659415_774873804798151191_n 13321636_681459758659417_4598807220250363414_n

Наверх

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *