Александр Николаевич Волков в Государственном музее искусств Узбекистана

7 сентября 2017 года в Государственном музее искусств Узбекистана открылась выставка «Жизнь и творчество Александра Николаевича Волкова».  На вернисаже представлены более 70  его уникальных произведений живописи и графики, как из постоянно действующей экспозиции, таки произведений из хранилищ музея.

Художник и поэт Александр Николаевич Волков занимает особое место в формировании узбекского искусства XX века, основанного на истоках искусства Востока и Запада, наравне с нарастающей эстетикой узбекского искусства и позднее получившей признание национальной школы искусства Узбекистана.  Волков, являясь местным уроженцем, глубоко впитал в себя духовную атмосферу тогдашнего Туркестана. «…Не став правоверным мусульманином, он воплотил мистическое богопознание в своей живописи, в захватывающих художественной силой объективно-эпических образах».

А. Н. Волков родился в 1886 году в г. Скобелеве — нынешней Фергане, в семье гарнизонного врача. Детство его прошло в Туркестане. В 1905 г. после окончания Оренбургского кадетского корпуса, он поступил на естественный факультет Петербургского университета, но, проучившись два года, оставил его для занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств, в классе В. Е. Маковского (1908-1910). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказали занятия в мастерской М. Д. Бернштейна, где преподавали Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, скульптор Л. В. Шервуд (1910-1911). Свое обучение А. Волков продолжил в Киевском художественном училище (1912-1916), у крупнейшего мастера-монументалиста Ф. Г. Кричевского, где он познакомился с А. А. Экстер и А. Г. Тышлером. Он восторгался мозаиками Софии Киевской и заворожившими его росписями М. Врубеля в Кирилловской церкви. Под влиянием творчества М. Врубеля и древнерусской живописи художник создаёт свои первые самостоятельные работы. Для ранней живописи Волкова характерны стилистика модерна, реминисценции «кристаллической» живописи М.А.Врубеля.

Волков А.Н. Гористый пейзаж. 1920 (ГМИ Уз) Волков А.Н. Пейзаж. Долина среди гор. 1920 (ГМИ Уз)

Пейзаж. Горная мозаика

Пейзаж. Горная мозаика

Александр Волков. Мазары под луной. 1915

Александр Волков. Мазары под луной. 1915

Основатели русского авангардного искусства В. Кандинский и К. Малевич,  несомненно, оказали воздействие на формирование мировоззрения художника и  появление в его искусстве новых пластических форм.  В это время Волков  создает произведения в духе европейского импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, кубизма, футуризма и в других направлениях. В 1917-1922 годах им были созданы произведения «Караваны»,  «Восточные примитивы», «Плач на кладбище», 

Александр Волков. Звон верблюжьих колоколов. Холст, масло

Александр Волков. Звон верблюжьих колоколов. Холст, масло

Караван (Шествие караванов на фоне мазаров). 1917 Беседа под веткой граната. Из серии Восточный примитив 1918–1919.

А.Н.Волков. На молитву. 1915 Волков А.Н. Шейхантоур. 1917 б.а.

«На сандале» (1924), «Телега», «Танец» (1924)

Волков А.Н. Танец. 1924 фанера, м.

Волков А.Н. Танец. 1924 фанера, м.

Волков А.Н. Арба.

Волков А.Н..  Арба.

Волков А.Н. Беспредметная композиция. (ГМИ Уз) Волков А.Н. Беспредметная композиция. (ГМИ Уз)

 и «Гранатовая чайхана» (1924) – апогей его творческих поисков того времени, новшество — создавшее гармонию в искусстве Востока и Запада.  

Гранатовая чайхана. Александр Волков. 1924 (ГТГ. Москва, Россия)

Гранатовая чайхана. Александр Волков. 1924 (ГТГ. Москва, Россия)

Немного о «Гранатовой чайхане» (находится в ГТГ, Москва, Россия). «…В картине «Гранатовая чайхана» герои Волкова не простые верующие, которые общаются друг с другом или внимают звукам музыки. Перед нами три суфийских мистика («арифа»), целиком погруженные в духовное созерцание Бога. В полотне Волкова реальные обитатели Туркестана, словно совершая «тихий зикр», глядят, выражаясь словами Саади, «в дверь иного мира».

Говоря о «Гранатовой чайхане» Волков упоминал о кубизме, с которым данное произведение сближают построение формы геометрическими планами и совмещение в лицах персонажей фаса и профиля. По его свидетельству, «Гранатовая чайхана» завершила собой цикл картин, в которые он «ввел систему треугольников, добиваясь простой, но крепкой и выразительной композиции».

Искусствовед Наталия Вячеславовна Апчинская (1937 —2014)

Впечатляющая цветовая энергия сохраняется и в волковских вещах, написанных по программе соцреализма. Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок. Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость.

Волков А.Н. Певцы узбеки. 1927 (ГМИ Уз)

Волков А.Н. Певцы узбеки. 1927 (ГМИ Уз)

Волков А.Н. Литьё на Сельмашзаводе. 1933 (ГМИ Уз) А.Н. Волков. Сбор хлопка. 1931. Холст, масло. 127 x 141,5. (ГТГ, Москва, Россия)Волков А.Н. Девушки с хлопком. 1932 Волков А.Н. Окучка хлопка. Начало 1930-х Волков А.Н. Строители Ферганского канала. 1930 (ГМИ Уз) Волков А.Н. Дехкане на отдыхе. 1930 (ГМИ Уз)

Волков А.Н. Горный колхоз. 1931. (ГМИ Уз) Волков А.Н. Пейзаж 1. 1930 (ГМИ Уз) Волков А.Н. Пейзаж 2. 1930 (ГМИ Уз) Волков А.Н. Пейзаж с видом кишлака. 1930 (ГМИ Уз) Волков А.Н. Пейзаж с двумя домиками. (ГМИ Уз) Волков А.Н. Пейзаж.3. 1930 (ГМИ Уз) Волков А.Н. Пейзаж. 1930 (ГМИ Уз)Волков А.Н. Голубой день. Этюд. 1936 (ГМИ Уз)

Волков А.Н. Возвращение с работы. 1936 (ГМИ Уз) Волков А.Н. Старик и мальчик с ослом. 1927 (ГМИ Уз)

Волков А.Н. Портрет жены художника. 1916 (ГМИ Уз)Волков А.Н. Портрет жены художника. 1942 (ГМИ Уз)Волков А.Н. Автопортрет. (ГМИ Уз)

Не рас обвинённый за «формализм» и в 1946 отстраненный от преподавания в Ташкентском художественном училище (где он работал с 1929), мастер, однако, и в поздний период создал немало примечательных картин.

Волков А.Н. Осень. 1956. (ГМИ Уз)

Волков А.Н. Осень. 1956. (ГМИ Уз)

Произведения художника занимают особое место в познании живописного многообразия  для молодого поколения художников Узбекистана.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *