«Войти в реку дважды» Андрея Есионова или возвращение блудного сына.

С 15 октября 2017 года в Государственном музее искусств Узбекистана в партнерстве с Московским музеем современного искусства проходит персональная выставка  «Войти в реку дважды»  нашего земляка,  а ныне москвича художника – Андрея  Есионова . Надо отметить, что ни одна персональная выставка наших художников не сопровождалась столь агрессивным пиаром. Задолго до открытия реклама шла во всех СМИ, включая Интернет и баннеры на улицах. Что и говорить, в это мероприятие вложены не малые деньги. Тем и интереснее интрига и большое желание посмотреть данную выставку.

Андрей Есионов родился в Ташкенте в 1963 г. После завершения  обучения  в Республиканской художественной специализированной школе по специальности «графика», он в 1981 г. поступил в  Ташкентский театрально-художественный институт, где получил диплом художника станковой живописи. В сложные перестроечные годы он вынужден был, подобно многим, оставить не только родной город (и переехать в Москву), но и профессию. Спустя двадцать лет, в 2010-м, Есионов вновь вернулся к искусству,

 тем самым, сделал попытку «Войти в реку дважды».

Сразу скажу, что мнения наших любителей искусства и мнения искусствоведов и части наших художников разошлись в прямо противоположные стороны. Себя я отношу к любителям искусства, так, что мои впечатления отражают впечатления опрошенных мною некоторых посетителей выставки.

В рисунках Есионова есть, какая-то притягательность. Это совсем другой мир, понятный для неискушённого зрителя. Работы  Андрея – это микро сценки жизни, герои которых – конкретные  люди, наши современники: прохожие, туристы, бродяги, уличные музыканты, рыночные торговцы. Художник объединяет людей с животными, тем самым, придавая динамичность изображению. Пустоты белого фона в сочетании с фиолетово–синими тонами создают эффект воздушности и сияния картин.

Блиц – опрос посетителей выставки.

Я не специалист, – говорит женщина средних лет, – но, мне нравятся работы. В них есть воздушность, к ним хочется вернуться и не отходить. Вот эта картина, – говорит она, указывая на картину под названием «Нет судьбы», – словно, написана с нас. Мы с подругой также садимся отдохнуть и поболтать, когда гуляем по городу. А мне, – подхватывает разговор её подруга, – нравится, как цвета рисунков гармонируют с паспорту и рамами картин.

А.Есионов. Нет судьбы. 2015

А.Есионов. Ждём. 2015 А.Есионов. Сублемация. 2016

А.Есионов. Пси фактор. 2017 А.Есионов. Эмфаза. 2017

Вопрос, группе молодых ребят и девушек, только что вышедших из музея, – Понравилась вам выставка?

– Да, очень.

А, что понравилось?

– Работы очень большие  и живые, особенно, где городские сюжеты.

А.Есионов. Искушение взаймы. 2017 А.Есионов. Ода небу. 2015

И мне, говорит  другая девушка, – понравились те, что с животными, мы не жалеем, что пришли на вернисаж.

А.Есионов. Аберрация. 2017 А.Есионов. Аутонтификация. 2017

А.Есионов. Лисички. 2017

На вернисаже представлены хроникальные акварели с улиц Москвы, Рима и Иерусалима, Мадрида и Парижа. Есионов делает наброски карандашом, и как утверждает один мой знакомый “знаток искусства”, обладая феноменальной памятью, он разукрашивает картины в мастерской.

А.Есионов. Дрезден Шлосплац. 2014 А.Есионов. Иерусалим. Храм Гроба Господня. 2013 А.Есионов. Парижский бродяга. 2013 А.Есионов. Пилигрим. 2015 А.Есионов. Венецианская сказка. 2016А.Есионов. Равновесие. 2017

А. Есионов. Рим. Утро. 2013А. Есионов. Секреты Алехандро. 2016 А. Есионов. Римское соответствие. 2015 А. Есионов. Фрау Берлин. 2015

Отдавая дань уважения своей малой родине, Есионов пишет несколько работ на тему Ташкента. На картинах легко узнаваемые типажи наших соотечественников и вселенская проблема Арала. Картина  «Трагедия Арала», выполненная маслом на холсте, является новой  авторской версией полотна, созданного художником в 1988 г.

А. Есионов. Время теней. 2016 А. Есионов. Диоген. 2016 А. Есионов. Клубничный альянс. 2016

А. Есионов. Трагедия Арала.

А. Есионов. Трагедия Арала.

Особый интерес составляют акварельные портреты известных людей. Портретный жанр в последнее время утрачивает свою значимость ввиду того, что на работу с моделью требуется немало часов работы. В 21-й век, век революции в сфере IT технологий, не у всех есть время на такие эксперименты, тем ценнее, что кто-то пишет портреты акварелью, а у Андрея Есионова они получаются.

А. Есионов. Александр Боровский. 2017 А. Есионов. Владимир Наумов. 2015

А. Есионов. Сергей Васильев. 2015А. Есионов. Никита. 2015

Справедливости ради, необходимо сказать, что у нас в Узбекистане есть сильные акварелисты, работающие в такой технике акварели, например: Марат Садыков, Евгений Панов но, ни кто из них не пишет людей  и животных. Мир Марата Садыкова – это древняя Бухара с её колоритом, изумительные пейзажи. В акварелях Евгения Панова – уходящий «Старый Ташкент» – это случайные  фрагменты архитектурной среды с его одноэтажными домами, ссохшиеся и покосившиеся от времени окна, дворики, всё то, что близко нам, останется с нами, когда старина канет во времени, а на её смену придёт новый город.

А вот вам мнение известного узбекского художника о работах А. Есионова, представленных на вернисаже,

«Лихие» путевые фрагментарные зарисовки краской Есионова «проваливаются», если рядом разместить вдумчивые и добротные акварели Панова о старом Ташкенте, выполненные в английский сложной манере. У Панова в работах можно выявить идею и мысль, у Есионова — только техника (рисую все, что вижу), и даже когда есть попытка создать композицию с идейным дискурсом, например вариант «Последняя трапеза», сразу видно как художник не владеет дискурсивным умением мыслить, рассуждать — он хорош как репортёр, и не более. Такое называется – «технический аттракционизм» — как ловко и похоже срисовано!

 (В.Ахунов).

 Вот ещё отрывки из высказывания искусствоведа,

– Весьма грамотная экспозиция отличилась аккуратной развеской одинаковых по размеру работ, защищенных антибликовыми стеклами и «одетых» в одинаково подобранные дорогие рамы…

Отдельные портретные образы Есионова, представленные на этой выставке, по уровню сравнимы разве что со студенческими, хотя в других работах, например, попадающих в разряд «анималистических», художник блестяще демонстрирует свое владение крепким академическим рисунком. Персонажи его работ, в большинстве своем не назовешь «несущими позитив» и, вряд ли, здесь можно сделать скидку на подобную случайность в отборе работ.

А. Есионов. Карандашные эскизы будущих работ.

А. Есионов. Карандашные эскизы будущих работ.

 

Выставка Андрея Есионова  «Войти в реку дважды» не оставит равнодушными ни  зрителей, ни критиков, ни искусствоведов.

Кураторы выставки: Андрей Егоров (MMOMA), Анна Арутюнян (MMOMA), Васила Файзиева (ГМИУ).

Адрес: г. Ташкент, пр. Амира Темура, 16, Государственный музей искусств Узбекистана

Несколько фотографий с выставки.

Комментирование закрыто.