Гоген Поль

woman-of-taiti.jpg Гоген Поль (Gauguin, Paul) (1848-1903 гг.), французский живописец, скульптор и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х гг. начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества (под влиянием Писсарро) связан с импрессионизмом. С 1880 г. участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 г. профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник влачил нищенское существование.

Гоген оставил семью и в 1886-1890 гг. почти всё время проводил в Понт-Авене (Бретань), где сблизился с группой художников, близких к символизму. В 1887-1888 гг. посетил Панаму, а в 1888 г. некоторое время жил у Ван Гога в Арле. Пребывание закончилось ссорой, в результате которой у Ван Гога случился один из первых приступов помешательства.

Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 г. уезжает на Таити. После кратковременного (1893-1895 гг.) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 г. на Маркизские острова, где и умер. Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там.

Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 г. в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство 20 века бесспорно.

Выдержка из статьи сайта www.ssga.ru

Здесь можно посмотреть некоторые работы Великого мастера. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Более подробную биографию П.Гогена можно прочесть здесь.

Поль Эжен Анри Гоген родился в 1848 г. в Париже в семье редактора одной из столичных газет. В 1849 г. в связи с неблагоприятной политической обстановкой семейство отправляется в Южную Америку к родственникам Алины Гоген, матери Поля. В пути от разрыва аневризмы умирает отец Поля. Некоторое время вдова с двумя детьми живет у своего дяди в Перу, однако, испугавшись назревающей революции, семья возвращается в Орлеан, где в 1855 г. Поль поступает в пансион.

После окончания учебы Поль определяется учеником штурмана на торговое судно, затем отбывает моряком воинскую повинность. После демобилизации Гоген работает биржевым маклером, в свободное время занимаясь живописью. В 1873 г. Гоген женится на молодой гувернантке из Дании Мете Софии Гад, которая в последующие десять лет родила ему пятерых детей.
Всерьез увлекшись живописью, Поль посещает академию Колоросси. В 1876 г. его пейзаж «Лес в Вилофоре» был принят в Салон. На выставке импрессионистов в 1881 г. Гоген выставляет «Этюд обнаженной натуры», вызвавший благосклонную реакцию критиков.

В 1883 г. Поль оставляет работу и целиком отдается живописи. Это приводит художника к разрыву с семьей, нищете и скитаниям. В 1886 г. он живет в Понт-Авене, в 1887 — на Панаме и острове Мартиника, в 1888 — работает в Арле с Ван Гогом. В этот период были написаны «Кафе в Арле», «Видение после проповеди», «Желтый Христос».

Сблизившись с символистами, Гоген, а также работавшие под его влиянием художники (так называемая «понт-авенская школа») пришли к созданию своеобразной живописной системы — синтетизма, использующей обобщение и упрощение форм и линий. Дальнейшее развитие эта система получила в картинах, написанных Гогеном на островах Океании.

Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству Древней Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам.

В 1891 г., увлекаемый мечтой об идеальном обществе, художник едет на Таити. Хотя на поверку колониальная действительность оказалась весьма далекой от утопической мечты Гогена, — тем не менее в своих полотнах он создает ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой («Пейзаж с павлинами», «Женщины Таити» («На пляже»), «А, ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод», «Около моря»). Художник и здесь живет в нищете и, чтобы хоть как-то наладить свой быт, обзаводится женой, тринадцатилетней таитянкой Техурой. В счастливый медовый месяц Гоген пишет свою знаменитую картину «Дух умершего бодрствует». Тогда же был создан «Таинственный источник» — цикл картин по мотивам древнетаитянской религии и мифов.

Осенью 1893 г. Гоген вернулся в Париж и сразу приступил к организации выставки, однако здесь его ожидал полный провал: экспозиция вызвала всеобщее недоумение и презрение. От неминуемой нищеты и унижений Гогена спасло наследство умершего дяди. Художник вернулся к светской жизни и приступил к написанию книги о «неиспорченных детях природы» («Ноа-Ноа» — «Благоухающий остров»). В этот краткий период пребывания во Франции Гоген пишет серию картин с изображением бретонских крестьян и пейзажей (Пейзаж в Бретани. Мулен-Давид, 1894, Орсе, Париж, Бретонские крестьянки, 1894, Орсе, Париж), несколько портретов.

В сентябре 1895 г. Гоген возвращается на Таити. Узнав, что Техура вышла замуж, он берет себе новую жену — Пахуру. Художник построил себе дом, разбил цветник, расставил на участке идолов и скульптуры. Однако райской жизни не получилось — Гогена мучит целый букет болезней: головокружения, перебои сердца, ухудшающееся зрение, язвы на теле… В периоды улучшения он пишет картины («Жена короля», «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», «Никогда больше»).

В 1897 г. из Дании приходит сообщение о смерти дочери Алины. Духовные и физические страдания толкнули художника на самоубийство. В результате неудавшегося суицида Гоген на целый год оказался прикованным к постели. Оправившись от болезни, он продолжает работать («Белая лошадь», «Женщины на берегу моря» («Материнство»), «Две таитянки», «Месяц Марии», 1899, Эрмитаж, СПб).

В 1901 г. художник перебирается на Маркизские острова, где строит свой последний приют — «Веселый дом», хозяйкой которого стала четырнадцатилетняя Ваехо. В последние годы жизни Гоген создает картины «Варварские сказания», «И золото их тел», «Всадники на берегу», «Девушка с веером»; спешно заполняет дневник воспоминаниями и размышлениями («До и после»).

Гоген создал целый ряд скульптурных произведений («Техура»). Работал в области графики (Три фигуры, 1898, Национальная библиотека, Париж).

8 мая 1903 г. Гоген умер.

1 комментарий
  • Клевый художник. тока как раз его картины на Маркизных островах меньше всего нравятся

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *