Поль Надар, из Турции в Туркестан, 1890 (Poul Nadar, from Turkey in Turkestan, 1890 *** Paul Nadar, de la Turquie au Turkestan, 1890)

Поль Надар

FR

Тематика моего блога посвящена изобразительному искусству и до посещения этой выставки я не собирался писать о фотографии, т.к. искусство фотографии – это  самостоятельное направление в изобразительном искусстве. Но посмотрев изумительную выставку работ известного французского фотографа Поля Надара, я невольно провёл параллель с значительной рубрикой «Древняя Средняя Азия» на art-blog.uz. И мне захотелось показать некоторые изумительные фотографии с выставки, которые свидетельствуют о той титанической работе, которую проделали реставраторы при восстановлении древних памятников средневековой культуры Средней Азии и Узбекистана в частности.

Выставка представляет 70 фотографий из репортажа, выполненного французским фотографом Полем Надар в 1890. Эти фотографии представляют собой современную печать, воспроизведенную с оригинальных негативов, сохранившихся в фотоархивах Министерства Культуры Франции (Медиатека Архитектуры и достояния).


Выставку открыл Посол Франции в Узбекистане госп. Франсуа ГОТЬЕ.

Поль Надар родился в Париже в 1856. С 1874, он работает в студии своего отца, известного фотографа Гаспара-Федикса Турнашон по прозвищу Надар, портретиста крупных современных писателей и артистов (Бальзака, Вагнера, Бодлера, и т.д.).  В 18866-1887 годах он официально возглавляет семейную студию. Вслед за своим отцом, сначала он развивает свое искусство в области портрета. В 1890, он предпринимает длинное путешествие, которое должно его привести в Ташкент на Всемирную Выставку. Именно это путешествие является темой выставки.

Уехав из Парижа, 18 августа он прибывает в Стамбул на Восточном Экспрессе, он пересекает Чёрное море, сев на судно в Батуми, пересекает Кавказ через Тбилиси и Баку, затем достигает территорий русского Туркестана, современные Туркменистан и Узбекистан. Он объезжает регион в течение двух месяцев, сначала на поезде, направившись по Транскаспийской магистрали, затем на конной повозке, и привозит оттуда около 1200 негативов, которые представляют повседневную жизнь, памятники, пейзажи, стройку строительства железной дороги и множество портретов. Фоторепортаж Поля Надара является на самом деле одним из первых «больших репортажей» в истории фотографии.

Места, снятые Надаром, представляли также совершенно другой вид в 1890, что делает из его репортажа документальное свидетельство огромного значения о регионе в конце 19го века. Надар фотографирует улицу, скопления и жизнь на оживленных базарных площадях, бродячих торговцев, досуг кочевников и новое городское общество, семьи, играющих детей. Он снимает портреты местных руководителей, в частности эмира Бухары, которому он посвятил целую серию снимков.


изображения не найдены


Наверх


FR

Paul Nadar, de la Turquie au Turkestan, 1890

La thématique de mon blog est consacrée aux Beaux-Arts. Avant d’avoir visité cette exposition je n’avais pas l’intention d’écrire sur la photographie, car l’art de la photographie est un domaine indépendant dans les Beaux-arts. Mais après avoir vu la magnifique exposition des photos du célèbre photographe français Paul Nadar, j’ai inconsciemment fait le parallèle avec la rubrique importante consacrée à l’Asie centrale antique sur art-blog.uz. J’ai eu l’envie de montrer quelques photos exceptionnelles présentées dans l’exposition, et qui témoignent du travail titanesque accompli par les spécialistes pour restaurer les monuments de l’époque médiévale de l’Asie centrale et de l’Ouzbékistan en particulier.

L’exposition présente 70 photographies prises par le photographe français Paul Nadar lors d’un reportage en 1890. Ces photos sont des tirages d’aujourd’hui à partir des négatifs originaux conservés dans les archives photographiques du Ministère français de la Culture (Médiathèque d’architecture et du patrimoine).

Le vernissage de l’exposition a eu lieu en présence
de l’ambassadeur de France en Ouzbékistan, M. François Gauthier

Paul Nadar est né à Paris en 1856. A partir de 1874 il travaille dans le studio de son père, le célèbre photographe Gaspard-Felix Tournachon dit Nadar, portraitiste des célèbres écrivains et artistes de son temps (Balzac, Wagner, Baudelaire, etc). Dans les années 1886 et 1887 il dirige officiellement le studio familial. Comme son père au début il développe son art dans le genre du portrait. En 1890 il entreprend un long voyage qui doit le conduire à l’exposition universelle de Tachkent. C’est justement ce voyage qui fait l’objet du thème de l’exposition.

Après avoir quitté Paris, il arrive le 18 août à Istanbul par l’Orient Express, traverse la mer Noire après avoir embarqué à Batoumi, puis le Caucase par Tbilissi et Bakou, pour atteindre les territoires du Turkestan russe, le Turkménistan et l’Ouzbékistan d’aujourd’hui. Il parcourt la région pendant deux mois, d’abord en train en empruntant la voie transcaspienne, puis en attelage à cheval, et rapporte de cette expédition près de 1 200 négatifs, qui représentent la vie quotidienne, les monuments, les paysages, le chantier de construction de la voie ferrée et de nombreux portraits. Ce reportage photographique de Paul Nadar s’avère être un des premiers « grands reportages » dans l’histoire de la photographie.

Les lieux photographiés par Nadar présentaient un tout autre aspect en 1890, son reportage est donc un témoignage documentaire d’une grande importance sur la région à la fin du XIXème siècle. Nadar photographie la rue, les étalages et la vie des marchés animés, les commerçants ambulants, les nomades de passage et la nouvelle société citadine, les familles, les enfants qui jouent. Il fait aussi le portrait des responsables locaux, en particulier l’émir de Boukhara auquel il a consacré toute une série de clichés.

Наверх  (UP)

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *