«Я — узбекский художник!» — воспоминания о Евгении Мельникове *** «I am an uzbek artist!» — memory about Evgeni Melinikov *** «Je suis un peintre ouzbek !» — d’Evgueni Melnikov

FR Для перехода на Французский текст необходимо раскрыть пост.

C согласия Евгения Скляревского,  ведущего  сайт http://mytashkent.uz , перепечатываю пост полностью, без купюр.
Пишет Рустам Шагаев.

На 82-м году умер Евгений Павлович Мельников…

Он был великим художником! В Государственном музее искусств Узбекистана его монументальная картина «Улак»  висит рядом с  большой работой Урала Тансыкбаева.  Это говорит о многом.

Газета «Народное слово»  от  31 августа 2005 г.

25 августа 2005 года  Указом Президента Ислама Каримова ему было присвоено звание Народного художника Узбекистана.
Я тут же поехал поздравить художника. ( А дело в том, что правительственные новости сначала приходят в наше агентство, а от нас – всем газетам, телевидению и радио.)  Мельников мне не поверил, подумав, что это розыгрыш. Тогда я позвонил по «мобильному» Кузиеву:
— Турсунали Каримович!  Я поздравляю Евгения Павловича Мельникова с высоким званием Народного художника. Не хотите присоединиться?..
И только когда его поздравил сам председатель Академии художеств Узбекистана, он поверил.
На Востоке обязательно принято за добрую весть дать суюнчи. Вот тогда он подарил мне  чудный натюрморт «Маленькие талисманы».

На нем изображена полочка с бронзовой статуэткой воина и чётками, альбом древних памятников и плитка с майоликовой росписью.  А в правом верхнем углу – старая подкова – символ вечности.
И сейчас любуясь картиной, я чувствую её ауру, каждый раз открываю что-то новое.

В тот день я снимал счастливого художника с его работами: с  портретами художницы Лайло Салимжановой и дедушки Ивана Ивановича – купца 2-ой гильдии, другими пейзажами.

Мы подружились, и я никогда не отказывал ему в просьбах.  Возил к врачам, сделал эксклюзивные фотоальбомы: «Творчество», «Друзья» и «Семья ».

И Евгений Павлович ценил это отношение к нему. Он подарил мне еще один чудный натюрморт «Домашние фиалки».

Я часто бывал у него, мы вспоминали нашего друга Рузы Чарыева, безоблачное прошлое, выставки и застолья.  Их было четыре друга- художника: Рузы Чарыев, Евгений Мельников, Юрий Талдыкин и Владимир Бурмакин (первых троих уже нет с нами). В 60-годы они открыли совместную выставку, которая имела огромный успех. После неё их назвали «Ташкентский квадрат».

Написал он и мой портрет с Рузы-ака. Как большой художник, он долго думал над композицией картины. И написал нас на фоне известного пейзажа Чарыева «Журавли летят в Пашкурт»,  а это село в сурхандарьинской глубинке – родина Рузы.
Не один раз вспоминали мы и Михаила Александровича Вербова, который с 1918 по 1921 годы работал первым директором Ташкентского музея искусств. Судьба подарила мне встречу с этим выдающимся художником в сентябре 1989 года, во второй его приезд в Ташкент, где жила его родная сестра Валентина Александровна.
Тогда ему было 92 года, но, не смотря на почтенный возраст, он был бодр и подвижен, читал без очков.

В далеком 1922 году Вербов сделал с натуры рисунок В.И.Ленина, который и стал основой известного портрета, где вождь изображен в полу-профиль, держащийся правой рукой за жилетку. Крупская считала, что именно этот портрет наиболее точно воспроизводит  его образ.
Судьба Вербова действительно легендарна. Его кисти принадлежат портреты Ф.Э.Дзержинского, Н.Л.Семашко, И.А.Бунина, Ф.И.Шаляпина, К.С.Станиславского, Л.В.Собинова, Е.Л.Гоголевой.
Перед входом в музей Прадо в Мадриде фамилия Вербова высечена на мраморной доске рядом с именами таких мастеров, как Веласкес, Гойя, Рубенс. Он – единственный человек, удостоенный такой чести при жизни!
И живя в Америке, он увидел репродукции картин Мельникова, и понял, что это большой мастер. Будучи в Ташкенте, он пришел в мастерскую художника.
Понятно, приглашая в страну за океаном, суля почет и деньги, такой человек не будет разбрасываться словами.
Но Мельников твердо повторил:
— Я – узбекский художник!
И хотя он жил рядом с мастерской в скромной двухкомнатной квартире за комбинатом «Рассом»,  никуда не ездил дальше Паркента, но страстно любил наш народ, эту дорогую землю, где щедро расцвел его талант.
Евгения Павловича похоронили 28 сентября на ташкентском кладбище Домбрабад…

А «Сады Чарыева» – лебединая песня художника. Это и дань памяти другу и гимн нашей земле и её людям. Интересно проследить, как мыслит художник, как вынашивает своё детище. После долгих раздумий, он пишет портрет на фоне широко известной чарыевской картины «Кумкурганские яблоки».
«Живопись вечна»,  – любил повторять он. И поэтому относился к своей музе трепетно. И поэтому его творения будут жить вечно!

Рустам Шагаев, фото автора.

4 октября 2010 г.


FR

Je suis un peintre ouzbek !

C’est avec l’accord d’Evgueni Skliarevski, auteur du site http://mytashkent.uz, que je retranscris ici le texte dans son intégralité.

C’est Roustam Chagaev qui écrit.

Evgueni Pavlovitch Melnikov est mort dans sa 82ème année…

C’était un grand peintre ! Au musée national des arts d’Ouzbékistan sa toile monumentale « Ulak » côtoie un grand tableau d’Ural Tansykbaev. C’est éloquent !

Journal « La parole du peuple » du 31 août 2005.
Le 25 août 2005 il a reçu le titre d’artiste du peuple d’Ouzbékistan par décret du président Islam Karimov.

Je me suis alors précipité pour féliciter l’artiste. (Il s’avère que les nouvelles gouvernementales passent d’abord par notre agence, et sont ensuite envoyées à la presse écrite, la télévision et la radio). Melnikov ne m’a pas cru, croyant que c’était une plaisanterie. Alors j’ai appelé Kuziev sur son portable :
— Tursunali Karimovitch ! Je suis venu féliciter Evgueni Pavlovitch Melnikov pour sa haute distinction d’Artiste du peuple. Voulez-vous vous joindre à nous ?
C’est seulement lorsque le président lui-même de l’Académie des arts d’Ouzbékistan l’a félicité, qu’il y a cru.
En Orient, il est de tradition pour une bonne nouvelle d’offrir un cadeau. Il m’a donc offert une merveilleuse nature morte « Les petits talismans ».
Ce tableau représente une petite étagère avec la statuette d’un soldat et un chapelet, un livre sur les anciens monuments et un carreau de céramique décoré. Et dans le coin en haut à droite, un vieux fer à cheval, symbole d’éternité.

Et maintenant je regarde ce tableau, je ressens son aura, et chaque fois je découvre quelque chose de nouveau.

Ce jour-là j’avais photographié l’heureux peintre devant ses tableaux : à côté des portraits de l’artiste Lailo Salimjanova et du grand père Ivan Ivanovitch, marchand de la deuxième guilde, avec d’autres paysages.
Nous sommes devenus amis, et je ne lui ai jamais rien refusé. Je le conduisait chez le médecin, j’ai fait des albums photos exclusifs : « L’Œuvre », « Les Amis » et « La famille ».
Evgueni Pavlovitch appréciait cette relation. Il m’a encore offert une merveilleuse nature morte « Les violettes de la famille ».
Je suis allé souvent chez lui, nous nous souvenions de notre ami Ruzy Tcharyev, du bon vieux temps, des expositions et des rencontres autour d’une table. Ils étaient quatre amis artistes : Ruzy Tcharyev, Evgueni Melnikov. Iuri Taldykin et Vladimir Burmakin (les trois premiers nous ont déjà quittés). Dans les années 60 ils avaient ensemble présenté une exposition qui eut un très grand succès. Et c’est depuis ce moment qu’on les appela « Le carré de Tachkent ».

Il a même peint mon portrait avec Ruzy. En grand artiste, il préparait longuement la composition. Il nous a représentés sur le fond du célèbre paysage de Tcharyev « Les grues partent pour Pachkurt », un village perdu de Surkhan Daria qui est le village natal de Ruzy.

Nous avons souvent évoqué Mikhail Alexandrovitch Verbov, qui de 1918 à 1921 fut le premier directeur du musée des arts de Tachkent. Le destin m’a permis de rencontrer ce peintre éminent en septembre 1989, lors de son deuxième voyage à Tachkent où vivait sa sœur Valentina Alexandrovna.

Il avait alors 92 ans, et malgré ce grand âge, il était alerte et vif, et lisait sans lunettes.

En 1922, il y a bien longtemps, Verbov avait dessiné d’après nature V. I. Lénine et ce dessin est devenu le modèle du célèbre portrait, où le chef de la révolution est représenté de trois-quarts la main droite sur son gilet. Krupskaya considérait que ce portrait était le plus ressemblant.

Assurément Verbov a eu un destin légendaire. Il a peint les portraits de F. E. Dzerjinski. N. L. Semachko, I. A. Bounine, F. I. Chaliapine, K. S. Stanislavskii, L. V. Sobinov, E. L. Gogoleva.

A l’entrée du musée du Prado à Madrid, le nom de Verbov est gravé sur une plaque de marbre et côtoie les noms des maîtres tels que Velasquez, Goya, Rubens. Il est le seul à avoir reçu cet honneur de son vivant.

Lorsqu’il vivait en Amérique, il avait vu les reproductions des tableaux de Melnikov et avait compris que c’était un grand maître. De passage à Tachkent il est allé voir l’artiste dans son atelier.
Bien sûr, quelqu’un qui reçoit un invité qui vient de l’autre côté de l’océan, promettant honneur et argent, ne se disperse pas en vaines paroles.

Mais Melnikov répéta fermement : « Je suis un peintre ouzbek ! ».

Il vivait dans un simple deux-pièces à côté de son atelier à proximité du combinat « Rass », n’allait jamais plus loin que Parkent, mais aimait passionnément notre peuple, chérissait cette terre, sur laquelle son talent s’était généreusement épanoui.

Evgueni Pavlovitch fut enterré le 28 septembre au cimetière Dombrabad à Tachkent.…

Le tableau « Les jardins de Tcharyev » est son chant du cygne. C’est un cadeau à la mémoire de l’ami et un hymne à notre terre et ses habitants. Il est intéressant d’observer la pensée du peintre, comment il accouche de son œuvre. Après de longues méditations, il peint le portrait sur le fond du très célèbre tableau de Tcharyev « Les Pommes de Kumkurgan ».

« La peinture est éternelle », aimait-il répéter. C’est pourquoi il avait un rapport fébrile avec sa muse. Et que ses œuvres vivront éternellement !

Roustam Chagaev, photo de l’auteur.

4 octobre 2010.

Regarder
Наверх (UP)

 

комментариев 5
  • Марина Иваньян:

    Спасибо огромное за прекрасные воспоминания о Светлой Личности, Великом Живописце, Педагоге, Художнике. В наших сердцах и памяти Евгений Павлович Мельников был и остается Вселенского масштаба Личностью.Выражаем глубокое соболезнование близким , друзьям и всему Узбекскому народу в связи с уходом нашего любимого Учителя. Скорбим вместе с вами.
    Бывшие студенты ТГТХИ отделения художник театра и кино

  • Юрий Вяльцев:

    Прискорбно!.. Уходят один за другим мощные художники Узбекистана — Титаны Живописи навсегда в Историю оставляя за собой великий свет в своих полотнах учениках и истинных почитателей Искусства!Пусть земля будет пухом а творчество прочным фундаментом для будущих поколений художников! Евгений Палыч! Художники не умирают! Вон и Рузы Чарыевич подтвердит! Вы Живы!

  • AVAZ MUTALL:

    Печально!..В 1969 году самый лучщий портретист республики(так отзывался о нем Мельников)Абдулхак Абдуллаев сказал мне Аваз,ты самый счастливый мальчик!Твой учитель-Мельников Евгений Павлович.АЛЛАХ мне дал гениальных,кристально чистых,добрых и мудрых,известных архиталантливых художников ХХвека.Они мне передали все свои знания,доброту и любовь.Часто их голос и мудрые высказывания звучат в моих ушах.С 12лет в ИЗО кружке РДП им Островского учился у известного педагога Павла Петровича Шестакова.C 1969года в РХУ им Бенькова учился у Евгения Павловича Мельникова.В 1974-75гг с пятикурсниками у мастера академизма-Нигмата Мирзабаевича Кузыбаева.После службы СА во ВГИКе моим мастером был Народный художник СССР Михаил Александрович Богданов.ЦАРСТВО ИМ НЕБЕСНОЕ,АМИН.Бывший педагог ТГТХИ отд.художник театра и кино по мастерству Усманов Аваз Муталович(AVAZ MUTALL)\\\\\\\\\\\\\

  • Да, все мы в этом мире временны. Но дела великих живут в веках.

  • Hilmi Kllapia:

    Ya imeyu tolko odnu kartinu od velikova Uzbekskogo hudozhnika E.P.Melnikova.Ona nahoditsya nadamnoyu
    i vsegda ushishchayuse etim hudozhnikom.
    Eto kartina kotoruyu on risoval v techeniyu 7 let.Niskiy poklon etom hudozhniku.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *