Амшей Нюренберг и его азиатская серия *** Amshej Njurenberg and its Asian series

Как то в очередной раз посетив замечательный альманах «Письма о Ташкенте» адрес:http://mytashkent.uz, прочёл пост об интересном  художнике советских времён Амшее Марковиче Нюренберге. Мне захотелось больше узнать о нём. Ведь Амшей Маркович Нюренберг бывал в Узбекистане, у него много работ об Узбекистане 20-х и 40-х гг.  Хотя Нюренберг в основном жил и творил в России, я хочу показать  его азиатскую серию. Тем самым продолжить рассказывать о художниках,  бывавших в Узбекистане и писавших на среднеазиатскую тему.

Амшей Маркович Нюренберг родился в Елисаветграде (Кировоград, Украина) в 1887 г. в семье торговца рыбой; был старшим из 10 детей.
В 1905–1910 гг. учился живописи в Одесском художественном училище у профессора Кириака Костанди.
В 1911–1913 гг. жил в Париже и был близко знаком со всеми художниками-выходцами из России, в т.ч. в течение года делил с Марком Шагалом ателье в фаланстере «Ля Рюш».      Во время Революции Нюренберг был комиссаром искусств в Одессе, затем работал с Маяковским в «Окнах РОСТа», был профессором ВХУТЕМАСа, был одним из создателей группы «НОЖ», участвовал во многих акциях и написал ряд художественных деклараций, в т.ч. для «Бубнового Валета».

Как то в очередной раз посетив замечательный альманах «Записки о Ташкенте» адрес:http://mytashkent.uz, прочёл пост об интересном  художнике советских времён Амшее Марковиче Нюренберге. Мне захотелось больше узнать о нём. Ведь Амшей Маркович Нюренберг бывал в Узбекистане, у него много работ об Узбекистане 20-х и 40-х гг.  Хотя Нюренберг в основном жил и творил в России, я хочу показать  его азиатскую серию. Тем самым продолжить рассказывать о художниках,  бывавших в Узбекистане и писавших на среднеазиатскую тему.

Амшей Маркович Нюренберг родился в Елисаветграде (Кировоград, Украина) в 1887 г. в семье торговца рыбой; был старшим из 10 детей.
В 1905–1910 гг. учился живописи в Одесском художественном училище у профессора Кириака Костанди.
В 1911–1913 гг. жил в Париже и был близко знаком со всеми художниками-выходцами из России, в т.ч. в течение года делил с Марком Шагалом ателье в фаланстере «Ля Рюш».      Во время Революции Нюренберг был комиссаром искусств в Одессе, затем работал с Маяковским в «Окнах РОСТа», был профессором ВХУТЕМАСа, был одним из создателей группы «НОЖ», участвовал во многих акциях и написал ряд художественных деклараций, в т.ч. для «Бубнового Валета».

В 1921-1922 гг. Нюренберг в составе бригады художников был командирован в Узбекистан для организации архитектурных реставрационных работ. Во время и после поездки он создал серию жанровых сцен и городских пейзажей с мечетями, арыками и причудливыми деревьями.


В этих работах угадывалось общее для художников советского авангарда увлечение Сезанном (в 1924 г. Нюренберг опубликовал монографию «Поль Сезанн» во ВХУТЕМАСе, где он был профессором истории Западной живописи). Это увлечение проявилось в использовании геометрических форм. В живописных произведениях, однако, Нюренберг предпочитал теплые желто-коричневые цвета, отличные от холодной голубоватой палитры Сезанна.

В 1924 г. Нюренберг показал свои среднеазиатские работы на совместной выставке с бывшими бубнововалетовцами Фальком и Шевченко в Москве. Некоторые из этих произведений хранятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина и Музее искусств народов Востока в Москве.

1941–1943 Азия: Ташкент
Уехав в эвакуацию, Нюренберг начал работать в Союзе узбекских художников. Он продолжил свою азиатскую серию начала 1920х. Жизнь на Востоке мало изменилась. Война заметна лишь в жанровых работах, где изображены рынок и очереди за хлебом. Продолжали устраиваться местные праздники, один из которых запечатлен в яркой картине «Праздничный день» 1942 г.

Азиатские работы Нюренберга этого периода хранятся в Третьяковской галерее, Музее Изобразительных искусств им. Пушкина, Музее искусств народов Востока в Москве, Музее Нукуса им. Савицкого (Узбекистан). Изящный рисунок пером «Из ташкентских зарисовок» 1942 г. украсил обложку книги Нюренберга «Воспоминания, встречи, мысли об искусстве», Москва, 1969.

изображения не найдены


Другие работы Амшея Нюренберга можно посмотреть на персональном сайте художника  www.amshey-nurenberg.com.

В 1921-1922 гг. Нюренберг в составе бригады художников был командирован в Узбекистан для организации архитектурных реставрационных работ. Во время и после поездки он создал серию жанровых сцен и городских пейзажей с мечетями, арыками и причудливыми деревьями.


В этих работах угадывалось общее для художников советского авангарда увлечение Сезанном (в 1924 г. Нюренберг опубликовал монографию «Поль Сезанн» во ВХУТЕМАСе, где он был профессором истории Западной живописи). Это увлечение проявилось в использовании геометрических форм. В живописных произведениях, однако, Нюренберг предпочитал теплые желто-коричневые цвета, отличные от холодной голубоватой палитры Сезанна.

В 1924 г. Нюренберг показал свои среднеазиатские работы на совместной выставке с бывшими бубнововалетовцами Фальком и Шевченко в Москве. Некоторые из этих произведений хранятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина и Музее искусств народов Востока в Москве.

1941–1943 Азия: Ташкент
Уехав в эвакуацию, Нюренберг начал работать в Союзе узбекских художников. Он продолжил свою азиатскую серию начала 1920х. Жизнь на Востоке мало изменилась. Война заметна лишь в жанровых работах, где изображены рынок и очереди за хлебом. Продолжали устраиваться местные праздники, один из которых запечатлен в яркой картине «Праздничный день» 1942 г.

Азиатские работы Нюренберга этого периода хранятся в Третьяковской галерее, Музее Изобразительных искусств им. Пушкина, Музее искусств народов Востока в Москве, Музее Нукуса им. Савицкого (Узбекистан). Изящный рисунок пером «Из ташкентских зарисовок» 1942 г. украсил обложку книги Нюренберга «Воспоминания, встречи, мысли об искусстве», Москва, 1969.

изображения не найдены


Другие работы Амшея Нюренберга можно посмотреть на персональном сайте художника  www.amshey-nurenberg.com.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *