Месопотамия

История развития цивилизаций, культуры и искусства неразрывно связаны между собой. Так и искусство Месопотамии не исключение из правил. В этой рубрике я попытался собрать не большой образ той древней, огромной цивилизации просуществовавшей несколько тысячелетий и давшей человечеству несомненно огромное наследие. Судите сами.


6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Её жители – шумеры, вавилоны, сирийцы, халды, персы, аккады – жили в городах, строили огромные храмы, умели писать.

Древняя Месопотамия была обширным регионом Ближнего Востока, расположенным между долинами рек Тигр и Евфрат. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад. С давних времен реки изменили свое русло, но когда-то они были ближе друг к другу, чем теперь. И в том месте, где они сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон. Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год до н.э.), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности местные жители называли Вавилон «Вабили» («Врата бога»), греки трансформировали это название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как «Бабилон»…


Этот регион простирался от современного Персидского залива в Ираке до Турции и севера Сирии. Точные географические границы у него отсутствовали: на северо-западе равнины вторгались в Сирию, на юго-западе они тянулись до Аравийской пустыни, а на востоке этот регион соседствовал с обширными пространствами Персии.

Это отсутствие защитных барьеров будет предопределять постоянные набеги кочевых народов. По этой же причине можно говорить не о едином собственно месопотамском искусстве, а о том, что каждая из разных цивилизаций, которые процветали на этой обширной плодородной равнине, а также в соседних областях, развивают свое собственное оригинальное искусство. Древняя Месопотамия, называвшаяся также Богатым Полумесяцем, была одной из колыбелей так называемой Неолитической Революции. Этот обширный регион охватывал две весьма дифференцированные области: Нижнюю Месопотамию, или Колдеа, населенную шумерийцами и аккадцами, и Верхнюю Месопотамию, или Ассирию, гористую страну, населенную воинственными народами — ассирийцами.

134-1.jpgВ эпоху античности из слоновой кости вырезали настоящие произведения искусства. Например, женская голова (высотой 16,5 х 13,2 см), хранящаяся в Иракском музее, Багдад. Найденная на дне колодца во дворце ассирийского царя Ашшуриазирпала в Нимруде, эта фигурка, которая своей загадочной улыбкой заслужила себе прозвище «Монна Лиза-, была вырезана в VIII столетии до Р.Х. финикийскими мастерами. Строение ее шеи и короны, а также пустоты ее внутренней части позволяют предположить, что она использовалась в качестве декоративного элемента какого-нибудь предмета мебели.

Шумеры в Месопотамии поселились около 3600 г. до Р.Х. Они создали могущественное государство, процветающее в 2800 – 2369 г. до Р.Х., построили хорошо укрепленные города, построили сложную систему орошения. Особенно высокий уровень в шумерской цивилизации достигла инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство.

Около 3000 г. до Р.Х. шумеры создали клинопись (протопись), которую позже переняли аккады, сирийцы и другие народы.

Правители шумерского государства долгое время воевали с государством акадов в Северной Месопотамии (2287 – 2167 г. до Р.Х.), правитель которого, Саргон Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и аккадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское царство (1894 – 1595 г. до Р.Х.), в котором развивались традиции шумерской культуры. Так шумеров сменили вавилоны, сирийцы и, в конце концов, персы.

Главные источники культурных познаний народов Месопотамии это написанные клинописью (протописью) различных направлений религиозные, эпические, поэтические, научные тексты, государственные документы и даже сохранившиеся художественные произведения.

b3.jpgАрхитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей. Укрепленные ворота с тяжёлым порталом, колоннами укрепленные рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же прибыли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей. В Месопотамии созданы и другие архитектурные формы. Это башни, купола, архитектурная арка и своды. Сперва появился свод, называемый “неправильным”, когда каждый слой настилов немного просовывается через нижний, пока вверху не закроется дыра, позже появился и “правильный свод”, когда камни накладывались на сам свод. В Месопотамии дома построены из глины или обожённых кирпичей, т.к. камни тяжело было достать. В центре города стоял храм – зиккурат.

Лучше всего сохранившаяся часть искусства – глиптика. Она раскрывает, что ранняя шумерская культура искусства крепко связана с мифами, потусторонней и ритуальной культурой. Правители мира в шумерской мифологии называются антропоморфическими богами. Самый главный правитель богов Энлиль, правительница неба, плодородия, любви и войны — богиня Инана (в Вавилоне её имя — Иштар), бог солнца Уту (в Вавилоне — Шамаш) и другие.

141-1.jpgКудурру, каменный указатель XIII столетия до Р.Х., который хранится в Лувре и на котором изображен бог Ану, восседающий на троне, с тиарой рогов под небесной троицей: полумесяцем Сина, звездой Иштар и солнечным диском Шамашем. Найденная в Сузах, эта стела демонстрирует тесную связь, существующую между жителями Месопотамии и астральными божествами. Эти божества, согласно месопотамским верованиям, управляли силами природы и вызывали хорошее или плохое состояние метеоусловий — важнейшего фактора в преимущественно земледельческом обществе.

166-1.jpgВ вавилонскую эпоху традиция стел получила продолжение в качестве панно для написания законов, среди которых единственным полностью уцелевшим экземпляром является «Кодекс Хаммурапи» (Париж, Лувр) на черном диорите. Он достигает 2 м в высоту и содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части имеется рельефное изображение царя Хаммурапи, представшего перед богом Солнца Шамашем, который, восседая на троне и окруженный пламенем, присваивает ему символы справедливости и власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу с поднятой рукой в знак почтения. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза в позе полного взаимопроникновения. Эта сцена напоминает стих из Библии, в котором Яхве передает Моисею таблички с божественным законом на горе Синай.

142-1.jpgРельеф «Царь Ашшурназарпал во время охоты на львов» (алебастр, 86,4см в длину) датируется IX столетием до н.э., относится к дворцу в Нимруде и хранится в настоящее время в Британском музее в Лондоне. Как и в большинстве ассирийских рельефов, эта человеческая фигура изображена с определенным статизмом величественности. Движения и анатомия животных (львов и лошадей), напротив, воссозданы с особой силой. Выделяется также та детальность, с которой выражена сила мускулов монарха, натягивающего лук, и жесткость рук возницы колесницы, энергично натягивающего поводья.

Самое важное свойство художника древних цивилизаций это знание правил канона и способность на них опираться, а не оригинальность и индивидуальность. Сформировался самобытный шумерский эстетический канон изображения фигуры человека, встречающийся в плохо сохранившихся рельефных, округлых скульптурных произведениях глиптики. На них нос человека изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги – сбоку. Тело человека изображается не таким, каким есть на самом деле, а каким должно быть по строгим требованиям канона, определенным традициями искусства. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма.

Большинство эстетических взглядов, сформировавшихся в шумерском государстве, каноны искусства, стилистические черты, не значительно изменившись, остались в вавилонской культуре. Каждый большой город Вавилонского государства имел свой зиккурат. b4.jpgПравители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приходили сюда с дарами богу. Зиккураты постоянно восстанавливали и украшали. Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, увековечившей могущество края. На её строительство использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей. Вавилонская башня – это семь уменьшающихся башен, стоящих одна на другой, с каменными лестницами, а на самой маленькой, возвышающейся высоко над краем, стояло святилище, предназначенное богу Мардуку.
Зиккурат Этеменанки — Вавилонская башня (макет),
зодчий Арадаххеш
VII-VIвв. до н.э.

148-1.jpgРисунок с репродукцией архитектурного строения зиккурата. Подобно усеченной пирамиде, он возвышался последовательными и все меньшего размера террасами, которые сообщались между собою лестницами, чтобы облегчить подъем на верхнюю платформу, предназначавшуюся для часовни бога. Возведенные рядом с храмами, эти уникальные сооружения служили местом обитания богов и благодаря своей высоте представляли собой прекрасные астрономические обсерватории.

От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н.э., которые воспроизводят религиозные, мифологические, а также военные темы. Изображение сохраняет жесткость традиционных установок, внося некоторые новые и более изящные декоративные элементы, такие, как растительные элементы эгейского и семитского происхождения, которые пользуются большей экспрессивной свободой.

174-1.jpgПочти полностью утраченная в настоящее время, живопись, тем не менее, широко применялась в Месопотамии с IV тысячелетия до н.э., будь то как дополнение рельефов или как просто расписная композиция. Ныне значительно поврежденный фрагмент настенной живописи, которая была найдена в Тиль-Барсибе и хранится в Иракском музее, Багдад. Се палитра цветов, ровных и без блеска, которые колеблются в пределах от ярко-черного до бледно-синего и бледно-розового, придает ей особую неповторимость. Написанная в VIII в. до н.э., эта сцена являлась частью одного из фризов, который воссоздавал темы охоты Ашшурбанипала.

Сравнительно небольшой промежуток времени от 605 до 538 г. до Р.Х. во время правленья Навуходоносора II, Вавилон был богатейшим, сильнейшим городом мира с множеством храмов и дворцов. Гиганские ворота богини Иштар были покрыты синими, глазурными плитами, декорированы образами драконов и быков. Прекрасные висячие сады — одно из семи чудес света. Они висели высоко на зикурате, чтобы напоминать королеве Семирамиде, жене Навуходоносора, её родину в горах. Учёные, исследуя археологические находки Вавилонии, установили, что множество вещей, явлений и проишествий в истории человечества создано впервые именно здесь. Это моральное право, книги законов, школы, эпическая литература (Эпос о Гильгамеше), календарь земледелия, книга рецептов лечения.

Взято из сайтов: http://drevisk.claw.ru/ , http://visaginart.nm.ru и http://smallbay.ru/architec01.html#arch1

 


комментария 3
  • Даааа… Всегда завораживали такие истории — узнать как и что совершенствовалось, от куда появилось. Думаю, это одна из самых интересных загадок всей жизни. Стоит рядом с новыми открытиями.

  • Стас:

    Да, соглашусь с предыдущим автором, действительно очень интересно и позновательно. У искусства по настоящему богатая и интересная история.

  • Евгений:

    Тут в основном представлены образцы искусства Месопотамии более позднего времени. Предлагаю ещё обратить внимание на иконографику, скульптуры и барельефы времен шумеров, как, например, «Стела с грифами» или «Стела с коршунами», на которой изображен триумф Эаннатума. Или знаменитые статуи Гутеа, правителя Уммы.
    Что до зиккуратов и храмов вообще, взгляните на их распространенность по территории Месопотамии — впечатляет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *