Античный период Средней Азии-1

В продолжении рубрики Древняя Средняя Азия выкладываю отрывки из трёх источников «Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина; «История искусств Узбекистана» Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель; Статья «Искусство народов Средней Азии» автор М.Дьяконов из сайта http://artyx.ru/books/

В 331 году до н. э. войска Александра Македонского вступили на территорию Ахеменидской державы и год спустя положили конец этому грандиознейшему восточно-деспотическому государству, крушение которого принесло греческому военачальнику триумфальную славу и богатейшую добычу. Значительно труднее далось ему завоевание восточных владений Ахеменидов, где в течение трех лет (с 330 по 327 г. до н. э.) македонские армии огнем и мечом приводили к повиновению непокорное и свободолюбивое, пестрое map17.jpgпо своему этническому составу население среднеазиатских земель. В конечном счете Александр подчинил области Парфиены и Маргианы (Южный Туркменистан), Бактрианы (территории право- и левобережья Аму-Дарьи в среднем ее течении), Согдианы (бассейны Кашка-Дарьи и Зеравшана). Но вскоре же после его смерти провинции эти отпадают от македонской империи, а к концу IV века до н. э. ненадолго входят в состав Селевкидской державы.

Владычество Селевкидов также оказалось непрочным, и уже в середине III столетия до ‘н. э. мятеж Диодота кладет начало самостоятельному Греко-Бактрийскому царству, а восстание Аршака и Тиридата —парфянской державе Аршакидов; в северных районах Средней Азии оформляется племенной союз map18.jpgКангюй, или Кангха.

Области Греко-Бактрийского царства с конца I века до н. э. постепенно поглощаются Кушанами, империя которых, с I по III век простиравшаяся от Кашмира до Аму-Дарьи, со временем включила кангюйские земли. На протяжении веков границы этих крупных государственных образований нередко взаимно перемещаются.

Уже к середине 1-го тысячелетия до н. э. социальную основу общества здесь определяли рабовладельческие отношения. Походы Александра, принесшие на первых порах народам Средней Азии большие бедствия войны, имели своим позитивным результатом включение среднеазиатских областей в сферу обширных международных сношений, особенно окрепших ко времени формирования местных грандиозных рабовладельческих империй.


В искусство проникают передовые для своего времени достижения эллинистической и римской художественной культуры. Но и домакедонский этап развития местной культуры отнюдь не являл собою плод незрелого творчества полуварварских народов, якобы лишь после проникновения греков в азиатские страны вступивших на путь высоких художественных достижений. Здесь уже существовали самобытные приемы зодчества и своеобразные формы изобразительного искусства.

Наивысший расцвет античной художественной культуры на почве Узбекистана падает на время с III века до н. э. по III век н. э. Развитию рабовладельческой системы отвечает подъем различных сторон материальной и духовной жизни общества, и новые социальные запросы находят образно выразительное воплощение в различных сферах искусства…

…Соединение самых различных интересов и устремлений вело к созданию в Средней Азии самостоятельных государств. Около 250 г. до н. э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем. Почти одновременно от Селевкидов отпала Парфия.
Особое место среди независимых среднеазиатских государств занимала Греко-Бактрия. Здесь сохранялась типичная эллинистическая структура общества—власть принадлежала завоевателям: грекам и македонянам. На территории современного Афганистана был открыт крупный греко-бактрийский город — городище Ай-Ханум, материалы которого позволили получить ясное представление о многих чертах греко-бактрийской культуры.


Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены и в Таджикистане. Это прежде всего городище Саксоно-хур. Еще более убедительны находки, сделанные на городище Тахти-Сангин (Каменное городище). Здесь выявлен храм, построенный по канонам «иранской» сакральной архитектуры: квадратная целла, окруженная коридорами, в целле — четыре колонны. Найдено значительное число
silen.jpgвеликолепных произведений искусства — в качестве пожертвований их приносили в храм верующие. Среди них — парадное оружие и статуи; первое в большинстве случаев чисто греческого характера, с исключительными по красоте рельефами. Здесь найден и небольшой алтарь с бронзовой фигуркой силена Марсия и греческой надписью на нем — посвящением богу реки Окс.


В 80-е гг. II в. до н. э. греки Бактрии начали движение на юг — перевалили через Гиндукуш и предприняли завоевание областей Индии. Во взаимодействии постепенного расширения владений греко-бактрийцев на индо-пакистанском субконтиненте и постоянного дробления некогда единого государства на отдельные мелкие владения — и разворачивается вся дальнейшая история Греко-Бактрии.


В отличие от Греко-Бактрийского царства история Парфии пошла по иному пути. Первоначально независимость Парфии от Селевкидов провозгласил, как это было и в Бактрии, местный сатрап по имени Андрагор. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве тронного имени имя Аршак. Первоначально новое государство было сравнительно небольшим и объединяло помимо собственно Парфии соседнюю Гирканию, область на юго-востоке Каспия. Но уже при Митридате I (171 —138 гг. до н. э.) началась активная экспансия на запад вплоть до Месопотамии. Парфия становится мировой державой.


В середине II в. до н. э. Средняя Азия пережила серьезные события. Движение кочевых племен привело к гибели Греко-Бактрии и провинций, во главе которых стояли члены рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей. Гиркания, стремящаяся к независимости, направляет своих послов прямо в Рим; утверждается особая династия в Маргиане, первый представитель которой едва не уничтожил Парфию. В 198/199 тяжелой борьбе с кочевниками пали два парфянских царя, и лишь при Митридате II (123—87 гг. до н. э.) эта угроза была локализована, а вторгшимся племенам была предоставлена для поселения провинция Сакастан (совр. Систан).


С конца I — начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы. В 20-х гг. аршакидская Парфия полностью теряет свою самостоятельность под ударами основателя новой могущественной династии Арташира Сасанида.


Для ряда областей Средней Азии парфянский период был временем интенсивного развития городской жизни, подъема ремесленных производств и расширения сферы денежного обращения. В самой Парфиене наиболее известным городом была Ниса, руины которой расположены около современного Ашхабада. Многолетние раскопки советских археологов выявили замечательные памятники архитектуры, скульптуры и, как уже отмечалось, парфянский архив.


Было обнаружено около 2 тыс. документов первичной хозяйственной отчетности царского хозяйства. Благодаря найденным документам получены новые данные об административной структуре Парфянского царства, о системе налогообложения и землепользовании. Большой интерес представляет анализ многочисленных имен, календарной системы. Один из черепков представляет собой «памятную записку» о восшествии на престол царя. Исследование этих документов позволило восстановить «родословное древо» первых Аршакидов.


Своеобразнейшее явление представляет собой парфянская культура. Синтез местных и греческих начал в ней проявляется гораздо сильнее, чем в культуре Греко-Бактрии…

0006.jpgДля периода 3 — 1 вв. до н.э. мы можем на основании дошедшей до нас мелкой пластики и по изображениям на монетах с полной определенностью утверждать, что в этот период существовала монументальная скульптура, а возможно, и монументальная живопись. В скульптуре этого времени заметно влияние средиземноморских и переднеазиатских художественных представлений и образов, а также и технических приемов.
Конечно, нельзя отрицать проникновения в Среднюю Азию уже готовых, выкристаллизовавшихся художественных образов, идущих из материковой Греции и главным образом из эллинистической Малой Азии и с Переднего Востока, образов, являвшихся для той эпохи высшим достижением искусства. Однако произведения среднеазиатского искусства как предшествовавшего так и этого периодов говорят о высоком уровне развития культуры народов Средней Азии.


0018.jpg Ярким свидетельством этого являются превосходные реалистические портреты на греко — бактрийских монетах. Найденная на Афрасиабе (городище древнего Самарканда)0021.jpg скульптурная группа, изображающая трех граций на колеснице, управляемой уродливым карликом, является местной, вероятно согдийской, переработкой широко известной эллинистической статуарной группы, имевшей распространение от Северной Африки до Центральной Азии.


ritons-from-old-niss.jpg Юлно-Туркменской экспедицией в парфянской Нисе открыты многочисленные ритоны0007.jpg из слоновой кости,украшенные в нижней части скульптурой животных, а вверху прекрасными, реалистически выполненными рельефами. Изображены греческие божества и музы. Исследователи отмечают, что изображенные персонажи по костюму и прическам имеют облик людей из парфянской придворной знати. Реалистической формой, близкой памятникам восточно-эллинистической пластики, обладают серебряные и бронзовые фигурки, найденные в Нисе, в частности бронзовая массивная фигурка крылатого сфинкса с женской головой, служившая, вероятно, одной из ручек большой металлической вазы.

afrodita-from-old-niss-asggabad.jpgСреди художественных памятников Нисы выделяется также мраморная женская статуя 2 в. до н.э. Мотив обнаженной женщины, ноги которой задрапированы покрывалом, напоминает знаменитую статую Афродиты Милосской, несомненно послужившую прототипом для парфянского скульптора. Пластически прекрасно изваянная фигура женщины наделена своеобразием, позволяющим предполагать, что перед нами местная интерпретация образа античной богини.

Интересным образцом скульптуры Хорезма этой эпохи, в искусстве которого воздействие 0017-1.jpgгреческой и эллинистической культуры почти не сказалось, является терракотовая голова старухи, найденная в 1952 г. около Койкрылган-кала — памятника 4 — 3 вв. до н.э. Особенностью этой скульптуры является своеобразная экспрессия, лицо с большими, как бы слепыми глазами и жизненно переданными старческими морщинами вокруг рта и подбородка.


В 3 — 1 вв. до н.э. развивались городские ремесла, в том числе н художественные. Об этом свидетельствует многочисленная гончарная посуда из Парфии, Маргианы, Бактрии, Согда, Хорезма, отличающаяся прекрасной отделкой, стройностью и изяществом форм, но почти полностью лишенная орнаментации.

Одна из наиболее бросающихся в глаза особенностей парфянской культуры — явный разрыв в уровне культуры между крупными городскими центрами и деревней (округой). Проведенные в последние годы исследования сельских поселений в подгорной полосе Копетдага показали, что общинники жили в очень простых, небольших по размерам жилищах, сделанных из сырца, лишенных даже малейших элементов декора. В быту они пользовались незамысловатой керамикой. Ни в одном из этих поселений пока не найдено ни одного произведения искусства.


Благодаря раскопкам и исследованию парфянских документов можно проследить постепенное усиление роли зороастрийских верований в духовной жизни Парфии. Как показали нисские остатки, в Парфии использовался зороастрииский календарь, встречается много имен, связанных с зороастрийской традицией. Постепенно греческие надписи на монетах заменяются парфянскими, начинают появляться на них и зороастрийские религиозные символы.


Культура Маргианы в первые века нашей эры довольно сильно отличалась от культуры Парфиены. Наиболее разительное отличие состоит в том, что в Маргиане популярны были небольшие терракотовые статуэтки, видимо представлявшие собой изображения божеств местного пантеона, в то время как в Парфиене этих статуэток нет. Наиболее распространенными были изображения женских божеств, причем в первые века нашей эры происходит знаменательный переход от типов, навеянных изобразительными канонами эллинизма (обнаженная богиня, переданная в свободной позе), к типам более иератическим: неподвижное, прямое тело, одежды, богато украшенные нашивками, величественное лицо. Постепенно, однако, качество воспроизведений ухудшается, статуэтки вырождаются в чисто ремесленную продукцию.

Вторая особенность историко-культурного развития Маргианы — более сложный характер религиозной жизни, чем в Парфиене. Здесь господствовал зороастризм. Сюда же в первые века нашей эры начал проникать и буддизм. В самом конце парфянского времени в пределах городских стен Мерва (городище Гяур-Кала) была построена буддийская ступа. Культура Маргианы, как и в более раннее время, больше тяготела к культуре Бактрии, чем Парфиены. История Бактрии после падения власти греков и завоевания кочевниками (40-е гг. II в. до н. э.) условно «распадается» на два этапа. Вначале на ее территории существовало несколько мелких владений, созданных вождями кочевых племен. Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры и проявили себя рачительными хозяевами.

Ими в I в. до н. э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из таких правителей, по имени Герай, помещает на крупных серебряных монетах свое изображение в виде вооруженного всадника и сопровождает его надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал — традиций кочевой степи и эллинистической государственности. Еще более показательно само название этого правителя — он именует себя кушанием. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном счете к созданию Кушанской державы. Так было положено начало второму этапу в истории Бактрии—уже в составе Кушанского царства…

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *