ИСКУССТВО СРЕДНЕЙ АЗИИ XIII—XV ВЕКОВ — Ч2 начало (ART of CENTRAL ASIA XIII — XV AGES — Pat 2 beginning)

Повествование истории  Изобразительного Искусства Средней Азии не может идти в разрыве с развитием архитектуры. Тем более, что в рассматриваемый исторический период  были воздвигнуты значительные монументальные сооружения, дошедшие до нашего времени благодаря реставрационным работам  при поддержке Юнеско и  руководства Узбекистана.  Памятники средневековья Средней Азии в настоящее время являются визитной карточкой Узбекистана.

АРХИТЕКТУРА В первое десятилетие после монгольского разгрома, когда жизнь еле теплится в разоренных оазисах Средней Азии, строительная деятельность здесь совершенно замирает.Лишь со второй половины XIII века архитектурное творчество вновь пролагает свой путь. Там, где жизнь начинает входить в колею, отмечаются попытки возрождения монументального местного зодчества. Письменные источники сообщают, что в 50-х годах ХIII века, когда верховным правителем областей Мавераннахра был местный феодал, доверенное лицо ДжагатаидовМасудбек, по его распоряжению воздвигнуто было в Бухаре (видимо, на площади Регистан) крупное медресе Масудийе. Тогда же матерью ханов Мунке и Хулагу было внесено пожертвование на возведение в Бухаре другого, не менее значительного медресе, получившего по титулу строительницы название Ханумийе.

Творцами этих монументальных сооружений были, вероятно, те бухарские строители, которые унаследовали от оставшихся в живых после монгольского погрома мастеров-меморов (известно, что монголы, нещадно истребляя жителей городов и селений, все же сохраняли для себя некоторое количество ремесленников различных специальностей) высокие традиции блестящей архитектурной школы караханидской Бухары, оставаясь хранителями и передатчиками этих традиций.Но попытки монументального строительства такого рода в XIII веке были крайне ограниченны.

Та же Бухара на протяжении всего столетия, в связи с непрекращающейся борьбой в самой монгольской среде, а также вспышками антимонгольских движений, трижды подвергалась разгрому, причем упомянутое медресе Масудийе впоследствии было сожжено.

Saif_ed_Din_Bokharzi2До нас дошел едва ли не единственный в Мавераннахре памятник XIII столетия мавзолей Сейфеддина Бохарзи (илл. 246). Шейх Сейфеддин Бохарзи — один из самых видных представителей нищенствующего дервишского ордена Накшбендия,  мударрис и мутавелий медресе Ханийе, был очень влиятельной фигурой в духовной жизни Среднего Востока.

Saif_ed_Din_BokharziПамятники XIV века (с начала и до 80-х годов этого столетия) уже знаменуют следующий этап развития феодального зодчества Узбекистана. При сопоставлении их с мавзолеем Бохарзи нельзя не ощутить, как далеко ушла за истекшие десятилетия архитектурная мысль и вместе с тем сколь многих звеньев ее эволюции не хватает.

Художественная культура так называемого монгольского периода была чисто среднеазиатской, совсем не монгольской. В сфере архитектуры мы тщетно пытались бы найти дальневосточные черты. Налицо эволюция тех приемов строительной практики и тех эстетических воззрений, которые имеют глубокую, стародавнюю местную народную основу.

Лишь несколько дотимуровских памятников архитектуры XIV века сохранилось в Узбекистане, и все эти памятники — мавзолеи.  А между тем немало строилось, разумеется, и иных сооружений. Известно, например, о воздвигнутом по распоряжению хана Кебека (1318-1326) в окрестностях Несефа огромном ханском дворце — Карши, по которому этот древний город в XIV веке получил свое современное наименование.

turabek_khanum_03В хорезмской строительной школе двойные купола, извесные уже по предшествующей эпохе, получают последовательное развитие, преобразуясь, наконец, в купол тройной оболочки (усыпальница Суфи 70-х гг. XIV в. в Ургенче).

В области технологии строительных материалов в это время происходит процесс радикального изменения облицовочных материалов. Цветные поливные изразцы вытесняют   былые   кирпичные   облицовки. Отныне   цвет   господствует  в   монументальной архитектуре Средней Азии.

Эволюция архитектурного декора в ХIII—XIV веках может быть обрисована в следующих чертах.

zvyozdi girikhaОтдельные поливные изразцовые кирпичики вводится вертикальными вставками в кладки между парами строительных кирпичей (мавзолей эмира Бурундука в Шахи-Зинде, мавзолеи Миздахкана). Некоторые элементы орнамента резной терракоты покрываются голубой поливой-обычно это геометрическая система гириха или буквы текста,   в то время как орнаментальная резьба, составляющая заполнение внутри полигонов и звезд гириха,   или фон   надписей   остаются   в   обычной  фактуре  обожженной   глиняной   плитки и узор выделяется глубокой светотенью резьбы.

rastitelniy ornamentРезной изразец сплошь покрыт цветной поливой, обычно ярко-голубого, реже мутно-синего цвета.  Орнамент стилизованно-растительный.  Shah-i-Zinda_columnМногочисленные и превосходные образцы дает мавзолей Буян-Кули-хана, группа мавзолеев Шахи-Зинды (зиаратхана при усыпальнице Кусама ибн-Аббаса, мавзолей Ходжа Ахмада, Безымянный 1360 г., Шади-Мульк, Эмир-Заде, Туглу-Текин, Рухабад).В тех же памятниках широко использовано сплошное покрытие резного изразца поливами двух цветов — например, голубым и синим, голубым и белым. Орнамент в основном эпиграфический, на сложно-растительном фоне.

Buyan_Kuli_Khan-3-1

Buyan_Kuli_Khan Buyan_Kuli_Khan2

mayolikovaya oblitsovka -1373-г..-Shakhi-Zinda.Своеобразна перегородчатая майолика. На крупной плитке Shadi-Mulk-aka-1372-y.наносится трехцветный узор — белым, голубым и синим; для того чтобы в процессе обжига краски при сплавлении не втекали друг в друга, орнаментальные элементы разделены глубокой бороздой (в перечисленных выше памятниках широко представлен и этот прием). Орнаменты геометрического и эпиграфического характера, но чаще всего это имитации мелких кирпичных фигурных кладок, практически выполненных на единой плитке, но зрительно воспринимаемых как набор цветных кирпичей.

Гладкая майолика—двухцветная, с росписью черным или синим под ярко-голубой поливой; орнамент стилизованно-растительный. Характерный пример — звездчатые и крестовидные изразцы на портале мавзолея Ходжа Ахмада.

entry in-Khodja-Akhmad-1

Fragment nadgrobiya Seid-Alauddina Майолика резная, многоцветная, с подглазурными росписями и слегка рельефным узором. Лучшие образцы дает хорезмская школа — фасад, сагана и стела мавзолея Наджмеддина Кубра в Куня-Ургенче, надгробие Сейида-Алауддина в Хиве; в Самарканде — намогильник Кусама ибн-Аббаса в Шахи-Зинде, где применена также над-глазурная окраска некоторых деталей золотом. Орнамент — стилизованно-растительный и эпиграфический.

Mosk-Najmeddin-kubra shah-i-zinda_07_kusam3

Майолика многоцветная, с частичной надглазурной росписью непрозрачными ангобными красками (мавзолей с именем мастера Али Несефи в Шахи-Зинде). Поливные изразцы с надглазурной росписью твореным золотом (Безымянный мавзолей в средней группе Шахи-Зинды).

s_shaxizinda7_r-Bezimyanni1 s_shaxizinda7_r-Bezimyanni1-2 Shirin-Beka-2

Приведенный перечень дает лишь главнейшие типы изразцов, отнюдь не претендуя на исчерпывающую полноту, так как имеются и образцы, сочетающие в себе перечисленные приемы гончарной технологии. Остается добавить, что в 70-х годах XIV века в Средней Азии впервые появляется наборная резная мозаика на кашинной (силикатной) основе. Памятником, сохранившим ее, является мавзолей Суфи в Ургенче (так называемый Тюрябек-ханым).

Turabek-khanym turabek-khanim1

Появление здесь мозаики мы связываем с влиянием западноиранской керамической школы, скорее всего с Азербайджаном, где применение этой декоративной техники отмечается со второго десятилетия XIV века (мавзолей Улджейту Худабепде в Султании, мавзолей 1322 г. в Берда). По существу, лишь после походов Тимура на Хорезм, а затем на Иран и привода оттуда пленных мастеров техника резных наборных мозаик прочно закрепится в местной архитектуре, в то время как иные перечисленные выше разнообразные приемы цветного декора имеют, бесспорно, местный генезис…

Целая группа мавзолеев, значительно более провинциальных по облику, чем зиаратхана Шахи-Зинды, но типичных именно как образцы массовой архитектуры Мавераннахра XIV века, была недавно открыта в Кашка-Дарьинском оазисе. Так, мавзолей Хазрет-Шейх в Бешкентском районе являет небольшое, скромное на вид двухкамерное сырцовое сооружение, купола которого основаны на ячеистых парусах.

Saif_ed_Din_BokharziПо существу, это элементарное по своим архитектурным формам повторение композиции зиаратханы и гурханы, монументальное выражение которой дает мавзолей Сейфеддина Бохарзи. Стоящая в гурхане сагана богато орнаментирована плитками резной неполивной терракоты (рис. 63), где в надписи сохранилось имя погребенного шейха и дата— 1339 год. Таким образом,  традиции использования резной неполивной терракоты в первой половине XIV века имели еще в Мавераннахре  достаточное распространение, как об этом свидетельствует и сохранившийся на территории Таджикистана мавзолей в Мазари-Шерифе 1334 года

nekropol v KasbiДвухкупольная композиция мавзолейных зданий XIV века составляет также ядро крупного разновременного некрополя в Касби (илл. 248). Оба памятника имеют сходное решение интерьеров, купола которых основаны на перспективных и ячеистых парусах. В декор надгробия входили плиты резной поливной терракоты. Группа кашка-дарьинских усыпальниц и надгробий дает реальное представление о каршинской архитектурной школе первой половины XIV века, развитие которой протекало в общем русле с ведущими направлениями архитектуры всего Мавераннахра.

Buyan_Kuli_Khan-3-1Одним из самых блестящих созданий среднеазиатского зодчества середины XIV столетия является мавзолей Буян-Кули-хана в Бухаре, отстроенный над погребением этого бесцветного представителя мавераннахрской ветви Джагатаидов,  павшего в 1358 году жертвой внутридинастийной борьбы…

Значительно  уступая   мавзолею Бохарзи  своими  масштабами,   небольшая   в своих абсолютных размерах  усыпальница Буян-Кули-хана производит тем не менее впечатление   подлинной    монументальности,   которая   достигается   тонко   прочувствованной соразмерностью форм, точным соотношением целого и деталей.

Гармония в архитектурном облике мавзолея определяется также единством декора во внешней и во внутренней отделке, где применены резные поливные изразцы исключительно разнообразного рисунка. При этом мастер очень убедительно выделяет главное: так, облицовки переднего фасада сложнее по рисунку и плотнее по орнаментально-красочной концентрации, чем на фасадах боковых, а наиболее насыщены узором и цветом особо ответственные в зрительном отношении участки — тимпаны портальной арки и ее изразцы.

Это поразительное  декоративно-орнаментальное   совершенство  продолжено масте рами Мавераннахра в целой группе мавзолеев «голубого стиля» из комплекса Шахи- Зинды в Самарканде.

Shakhi-Zinda-1

Khodja-Akhmad-Noname-1360-1361-ee.Два из них ныне замыкают коридор всего ансамбля.  Один был отстроен для некоей знатной девушки, «опочившей в целомудрии» в 1360 году, как гласит наполовину исчезнувшая надпись .  Другой утратил дату сооружения, однако сохранил не только имя покойника — некоего Ходжа Ахмада , но, главное, искусно вплетенное в орнаментальном листке имя своего чудесного мастера — Фахри-Али. Последний, очевидно, был самаркандец, о чем позволяет судить отсутствие лакаба — указания места рождения, которое обычно проставлялось зодчими и художниками — орнаменталистами  иногороднего происхождения…

Одинаковый архитектурно-композиционный тип и  художественно-декоративный стиль развивают три мавзолея из средней группы Шахи-Зинды, сооружение которых уже приходится на время правления Тимура — мавзолей Шади-Мульк 1373 года (больше известный под именем его строительницы, сестры Тимура, Туркан-ака) (илл. 253, 257), расположенный рядом мавзолей Эмир-Заде 1386 года, воздвигнутый напротив мавзолей Туглу-Текин (илл. 255),— и стоящий поодаль мавзолей эмира Бурундука…

Shakh-i-Zinda_Shadi-mulk Emir-Zade, Shadi-mulk-aka Tuglu-Tekin

Развитие архитектурной школы Хорезма шло своим путем, несколько иным, чем в Мавераннахре. Ее наиболее блестящие образцы находятся вне пределов Узбекской ССР — Узбекистана  (мавзолей Наджмеддина Кубра, так называемый Тюрябек-ханым, минарет Кут-луг-Тимура в Куня-Ургенче, мавзолей Мазлум-Слу в Миздахкане). На территории Узбекистана можно пока назвать лишь два мавзолея — Сейид-Алауддина в Хиве и Шейх-Мухтар-Вали в селении Остана  Хивинского района.

Mosk-Najmeddin-kubra Minaret-Kutlug-temurMizdahkan-Nazlim-Sulu

 

 

Sheykh-Mukhtar-ValyА Усыпальница Шейх-Мухтар-Вали (конец XIII— начало XIV в.) это довольно сложный комплекс (илл. 258; рис, 64),: который включает мавзолей, большую мечеть, малую мечеть и группу смежных помещений подсобного и погребального характера. Общая композиция его следует осевому развитию не только в плане, но и в объемно-

пространственном построении. Mukhtar-Valy-skhemaВнешний облик комплекса формирует система больших и малых куполов, нарастающих к главному куполу большой мечети. Внутри — воздушная легкость тех же купольных оболочек, основанных на ячеистых и перспективно-рамных парусах. Простота и ясность конструктивных элементов логически обосновывают взаимосвязь частей и целого. Все это определяет тектоническую выразительность сооружения, лишенного какого-либо архитектурного декора.

Khiva._Said_Alauddin_Mausoleum1Усыпальница Сейид-Алауддина, отстроенная около 1303 года, в результате неоднократных реставраций сохранила лишь конструктивно-строительную коробку древней постройки с характерной системой многорядных консольно — сталактитовых парусов, утратив былой декор. Fragment nadgrobiya Seid-Alauddina Но в мавзолее чрезвычайно эффектна надмогильная сагана, облицованная майоликами таких интенсивно-синих и голубых тонов, с богатейшим, растительным по преимуществу орнаментом, что она воспринимается как творение не гончара, а, скорее,  ювелира (илл. 259)…

Со времени формирования огромной мировой державы Тимура в архитектуре Средней Азии происходят важные качественные сдвиги, отражающие становление совершенно нового этапа в ее развитии. Он обнимает хронологический отрезок начиная с 80-х годов XIV века и все XV столетие.

Большие, ответственные задачи выдвигает   эта эпоха   в первую голову   перед градостроительным искусством.  Почти полтора столетия крупные и малые города Средней Азии стояли без крепостных стен, но при Тимуре…фортификация собственных городов настоятельно диктовалась самой жизнью.

В конце XIV—XV веков восстанавливаются, а порой и заново отстраиваются, стены большинства значительных городов Средней Азии — Самарканда, Шахрисябза, Карши, видимо, Бухары и других. В столичном Самарканде работы эти осуществляются уже в 1371 — 1372 годах, когда сооружаются стены хисара (укрепленной части города), протяженностью до семи километров, вокруг которого обширные предместья, густо заселенные и плотно застроенные, по площади намного превосходят сам хисяр. Последний имел шесть ворот — Шейхазаде, Ахании, Фируза, Сузангаран, Каризгах (Ходжа-Ахрарские) и Чарсу, откуда тянулись главные магистрали города, сходившиеся в центральном узле, близ площади Регистан, где в начале XV века царицей Туман-ака отстроен был многокупольный рынок — тим…

В Самарканде важным элементом фортификации служила также цитадель — кала. Она возвышалась почти в центре хисара, на естественном лессовом всхолмлении, господствовавшем в рельефе местности. Здесь размещался комплекс оборонных и правительственных зданий. Высокие глинобитные стены опоясывали прямоугольник калы; еще на известных картинах В. В. Верещагина («Т-сс! Пусть войдут» и «Вошли!») можно видеть ныне не существующие остатки этих стен с крутыми скосами граней, мощными башнями, зубчатой линией парапетов.

Главные улицы городов той эпохи обычно следовали исторически сложившимся руслам движения и обнимающей их застройке. Улица тянулась капризными изгибами, спрямляясь лишь на отдельных участках, приблизительно следуя радиусу, ведущему от центра к воротам. Только в конце правления Тимура предпринята была попытка выпрямления одной из главных самаркандских магистралей, идущей от ворот Ахании к площади Регистан.

Самарканд. Отпечаток фотографии П. Надара из экспедиции 1890 г. Общий вид старого города

Самарканд. Отпечаток фотографии П. Надара из экспедиции 1890 г. Общий вид старого города

Испанский посол Рюи Гопзалес де Клавихо дает очень живую картину этих работ, осуществлявшихся в 1404 году. Он повествует о быстром сносе всех располагавшихся на намеченной трассе частновладельческих домов, о недовольстве владельцев этих участков и резком ответе Тимура, к которому они направили депутацию: «Этот город мой! Я его купил на свои деньги, у меня есть на это грамоты», о немедленной расчистке строительных площадок и возведении крупных рыночных зданий — двухэтажных пассажей, перекрытых сводами и куполами.

Впрочем, такого рода попытка осуществления огромной, целенаправленной градостроительной работы была под силу лишь самодержавному диктатору и оказалась единственной в своем роде. Спрямление улицы так и осталось незавершенным, поскольку в ноябре 1404 года выпал глубокий снег, приостановивший строительные работы, а несколько месяцев спусти скончался сам Тимур…

Известная упорядоченность в организации городского плана находит свое выражение во внутриквартальной концентрации определенных групп населения по производственному признаку.

Процесс этот, протекавший уже с эпохи раннего средневековья, выражен наиболее отчетливо именно в XV столетии. В тимуридском Самарканде, например, были особые махалля-кварталы гончаров, стеклодувов, портных, валяльщиков сукон и кошм, ткачей, лучников, кольчужников, иголыциков, кузнецов, литейщиков, токарей, седельщиков и многих других. В числе их особо располагались специалисты строительного дела — камнетесы, плотники, столяры,— мастера прикладных искусств  — керамисты, граверы, ювелиры; даже художники имели особую улицу Наккашан…

Гедонистическая направленность придворно-аристократического заказа находит свое наиболее яркое выражение именно в архитектуре  интимных дворцов и павильонов. Все они, как правило, связаны были с садом и отмечали главные композиционные элементы паркового ансамбля.

Садово-парковое искусство Средней Азии достигает в эту эпоху своего кульминационного развития. В его основе лежал многовековой опыт земледельцев, получивший уже и некоторое научное обобщение. Помимо массы практических наблюдений, изустно передававшихся в народе, на Среднем Востоке появляется специальная литература, примером чего может служить персидский трактат об агротехнике конца XIII века и земледельческий трактат «Иршад аз-Зера’а», переписанный в начале XVI века в Герате. Последний, между прочим, содержит специальную главу «О посадке саженцев, цветов, деревьев, душистых трав, об устройстве чарбага и последовательности его возведения».

Именно чарбаг был руководящим типом архитектурно организованного сада. Основным принципом чарбага являлись: правильный контур — квадратный и прямоугольный, наличие центральной аллеи, а иногда и второй, лежащей на поперечной оси, разбивка главных секторов добавочными аллеями на чар-чаманы — четырехугольные площадки. Впрочем, единого стандарта не существовало, и чарбаги имели ряд вариантов. В глубине обычно располагался дом владельца — иморат, с открытой площадкой и водоемом перед ним.

Вдоль аллей и ограды возвышались тенистые декоративные деревья — тутовые, чинары, карагачи, тополя; на чар-чаманах были рассажены плодовые деревья и цветы, подбор которых осуществлялся по особым правилам, с учетом последовательности их цветения, когда по мере увядания одних распускаются другие. Вода входила важным архитектурно организующим элементом в планировку сада: его рассекали прямые арыки, обсаженные ирисами, в разных участках устраивались хаузы различных форм — квадратные, многогранные, фестончатые очертания обложенные камнем, нередко украшенные фонтаном с ниспадающей и, реже, с бьющей вверх струей.

Особенно роскошны были сады  Тимура, разбитые им  в окрестностях Самарканда, о которых можно было бы сказать словами Навои:


«Итак, умы волнуя и сердца,
Четыре райских вознеслись дворца.
При каждом сад, и каждый сад иной,
И каждый — настоящий рай земной».

Впрочем, число садов здесь было гораздо большим, письменные источники донесли названия двенадцати садов, разбитых по повелению Великого Эмира: Баги Пахши-Джехан («Сад— Узор мира»), Баги Бехшит («Райский»), Баги Амир-Заде Шахрух («Сад царевича Шахруха»), Баги Бульды («Сад довольства»), Баги Дилькуша («Пленяющий сердце»), Баги Шамаль («Сад зефира»), Баги Заган («Сад воронов»), Баги Балянд («Высокий»), Давлет-Абад («Пребывание власти»), Баги Чинар («Платановый сад»), Баги Hay («Новый сад»), Баги Джехан-Нумо («Сад, показывающий мир»). Крупные по размерам (до 1 км в стороне квадрата), эти парки соперничали друг с другом красотой насаждений, разнообразием лужаек, богатством дворцов, павильонов и шатров.

Большое место в общественной жизни восточного города издревле играли бани. Их было немало в XV веке по всей Средней Азии; в Самарканде особенно славились бани мирзы Улугбека, которые, по словам Бабура, не знали себе равных ни в Мавераннахре, ни в Хорасане

До наших дней дошла в своей основе от XV века (что подтверждается археологическими материалами) лишь одна баня в Шахрисябзе, да и та подвергалась бесчисленным позднейшим реставрациям и переделкам… Более или менее неизменным остался план. Прямоугольное первоначально в плане сооружение это заключает горячие и прохладные моечные помещения, комнату для массажа, цирюльню и пр. Перекрытия в основном купольные, освещение, видимо, осуществлялось сверху через застекленные оконца, проделанные в куполе, как о том свидетельствуют некоторые миниатюры XV-XVI веков с изображениями бань.

Миниатюры позволяют также восстановить в основных чертах архитектурную композицию бань этой эпохи: скромный вход со стрельчатой нишей, раздевальня, цирюльня, главный моечный зал, нередко с бассейном в центре и суфами для посетителей, соединенные с этим залом посредством открытых арок смежные моечные помещения.

В шахрисябзской бане ныне никаких следов архитектурного декора нет, хотя возможно, что они и таятся под толщами многократных поздних штукатурок. А между тем о разнообразии декоративного убранства интерьеров богатых бань XV века помимо приведенного выше упоминания о мозаичных полах бани мирзы Улугбека свидетельствуют миниатюры, где можно видеть узорные вымостки полов, изразцовые панели, настенные цветные росписи.

Старожилы Ташкента ещё помнят ташкентские бани №1 и №2  в центальном районе нового города на улице ведущей от театра оперы и балета им. А.Навои к нынешнему городскому Хокимияту г. Ташкента.  А так же бани на улице Укчи и других улицах старого города. Все они имели  несколько моечных помещений, самая дальняя из которых была самой жаркой и все они были с куполами и окошком в верхней части купола.

Продолжение следует…

Выдержки  из глав «История искусств Узбекистана»    Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И.
изд-ва «Искусство» 1965г.
Имеджи из  Яндех-картнки,
http://arx.novosibdom.ru/node/1654,
www.naison.tj/ISTORIA/samarkand,
www.azltour.com
а так же  http://zavar-vera.ya.ru

Комментирование закрыто.