ИСКУССТВО СРЕДНЕЙ АЗИИ XIII—XV веков – Ч2 продолжение (ART of CENTRAL ASIA XIII — XV AGES Pat 2 continuation)

Продолжение повествования об Архитектуре  XIII—XV веков.

Samarkand_observatory of Ulugbek _exterior-1929y.Совершенно особое место среди памятников гражданской архитектуры XV века занимала Обсерватория Улугбека . Начатая строительством в 20-х годах XV века, она уже в 30-х годах была полностью оборудована, и в ней


осуществлялись те астрономические наблюдения, которые легли в основу «Ulugh_Begs_Astronomic_ObservatoryЗвездных таблиц» -«Зиджи-Гургани». В 1451 году здание было разрушено почти до основания, и лишь лаконичные описания восточных авторов и археологические вскрытия его остатков позволяют составить некоторое представление об архитектуре этого редкостного сооружения.

Огромное место в монументальной архитектуре среднеазиатских городов XV века принадлежало зданиям культового зодчества. Среди них наибольшую общественную роль, как и прежде, играла мечеть. В эту пору воздвигаются и крупные пятничные джума-мечети и небольшие мечети гузарные, мечети посвятительные и мечети при мазарах (кладбищах).

Bibi-Khanum-do-restavrasiiСамым величественным, не знавшим себе равных памятником эпохи является соборная джума-мечеть Тимура в Самарканде, руины которой известны под именем Биби-ханым (илл. 262, 263). (Ныне отреставриванная при содействии Юнеско).


Отстроенное между 1399 — 1404 годами на средства, извлеченные во время грабительского похода на Индию, здание должно было, по мысли Тимура, затмить масштабами и роскошью отдеBibi-Khonym_Kupolлки наиболее грандиозные мечети мира, в частности Большую делийскую мечеть. К ее созданию были привлечены самые выдающиеся мастера, собранные в столице империи,— среднеазиатские, иранские, индийские зодчие, камнетесы, живописцы, мозаичисты, резчики по дереву и камню. Был проведен своеобразный конкурс и на основе лучших решений составлен как бы синтетический проект.

Работы велись напряженными темпами. и к концу пятилетия, когда повелитель вернулся в столицу, были почти завершены. Известно, однако, что Тимур остался недоволен высотой входного портала и распорядился о срочной его перестройке, чтобы сделать главную арку еще обширней, а устои еще выше, однако работы эти вследствие вскоре постигшей его смерти остались незавершенными…

Bibi -Khanim- eskizМечеть Биби-ханым являет новое слово в развитии традиционных мечетей средневековья, хотя и тесно связана с ними в своих исходных композиционных принципах. Тип дворовой мечети с четырьмя монументальными айванами на осях, купольным чартаком главного здания и колонными галереями, опоясывающими двор, оформляется в областях Средней Азии и Ирана с XII столетия. Но в самаркандской мечети Тимура он получает иное, обновленное звучание.

Предельно используя разработанные к началу XV столетия конструктивные методы, зодчие по-новому развивают объемно-пространственное истолкование этой темы. Налицо небывалое ранее величие фланкированных башнями порталов, взнесенные на высоких барабанах купола, легкие беломраморные колонны взамен былых массивных кирпичных столбов, пространственное слияние многообразных архитектурных объемов через посредство двора, в который открываются своды главных зданий мечети и аркады галерей…

Bibi-Khonym_4_b

Мечеть Биби-ханым являет бессмертный шедевр архитектуры мусульманского Востока, доныне … пленяя всех вступающих в нее (я сам испытал восхищение и душевный трепет, когда впервые ступил во двор тогда ещё только восстанавливаемой мечети). Friday_Mosque_in_Herat_AfghanistanОна оказала огромное влияние на формообразование таких выдающихся построек XV века, как мечеть Имама Ризы в Мешхеде и джума-мечеть в Герате, как мечеть Калян начала XVI века в Бyxape.

В Самарканде на Регистане была вторая джума-мечеть, строительство которой связывается с деятельностью престарелого вельможи Алике Кукельташа. Очень значительным было число малых приходских мечетей, воздвигнутых в городах Мавераннахра в XV столетии, В ансамбле Шахи-Зинды имеется поминальная мечеть при мавзолее Туман-ака (1405).

mosque beside mausoleum Kusama ibn-AbbasДругая мечеть — у мазара самого Кусама ибн-Аббаса — была отстроена (или же перестроена) в XV в. (илл. 267). Она включает обширное помещение (сводчатые перекрытия его — более позднего, ремонтного происхождения), на стенах которого также сохранилась панель в голубую шашку с растительными бордюрами и фигурными вазонами и прекрасный мозаичный михраб.

В числе выдающихся сооружений Улугбека  Захиреддин Бабур упоминает мечеть Мукатта на Регистане — небольшую, необыкновенно изящную постройку, всю изукрашенную резным деревом в технике кута-кута (то есть резных столярных наборов) мотивами ислими и хитоип

Medrese_resizeXV столетием датируются самые ранние из сохранившихся в Средней Азии медресе. К тому времени уже существовал разработанный в своих основных планировочных приемах архитектурный тип этих специфических духовных университетов Востока, обусловленный практическими особенностями быта его обитателей. Замкнутый, почти монастырский образ жизни учащихся определяет замкнуто-периметральную застройку келий-худжр, группирующихся вокруг двора; в условиях южного климата этот двор, затененные ниши у худжр и глубокие сводчатые айваны служат местом, где протекает их повседневная жизнь, занятия и беседы; строгое соблюдение положенных религиозных обрядов требует наличия «домовой» мечети, а преподавание богословских дисциплин вызывает создание аудиторий — дарсхан. Этим бытовым требованиям отвечает наилучшим образом та композиционная схема, которая с известными вариантами определяет собой планировку тимуридских медресе.

Отметим, что при Тимуре, и особенно при Улугбеке, общественные функции медресе заметно расширяются. Здесь не только готовились кадры духовенства, но нередко воспитывались и юноши из аристократических семей, готовившиеся отнюдь не для духовной карьеры. Так, медресе царевича Мухаммед-Султана, любимого внука Тимура, которого он прочил  в восприемники престола, было, очевидно, особым воспитательным заведением для знатного юношества — будущих сподвижников юного наследника.

Мударрисом медресе Улугбека в Самарканде был в его правление ученый Ховафи, а в начале XVI века в другом самаркандском медресе — поэт Восифи: оба отнюдь не духовного звания. При Улугбеке в его медресе помимо чисто богословских дисциплин читались лекции по астрономии и другим естественнонаучным предметам. Медресе в эту эпоху являло собой не столько духовную семинарию, сколько университет с большим уклоном в теологию, что, впрочем, было типично в ту пору и для университетов Западной Европы…

В лучшем состоянии дошли до нас три медресе Улугбека — в Бухаре (окончено в 1417 г.), в Самарканде (1417—1420) и в Гиждуване (1433). Медресе Улугбека в Самарканде входит в сокровищницу среднеазиатского архитектурного наследия как классический образец монументального зодчества первой половины XV столетия.

Ulugh_Beg_Madrasah-Samarkand

Medrese-of-Ulugbek-in-Buhara Ulugh-Beg_madrasah_in_Gijduvan

Эволюция определенного архитектурного типа, протекавшая начиная с последней четверти XIV века и до начала XVI столетия, наиболее отчетливо может быть прослежена на среднеазиатских мавзолеях. Большое число сохранившихся памятников дает последовательные ступени развития этой темы. Изменения, которым подвергается архитектура усыпальниц, были вызваны усложнением функциональных задач, отвечающих практическому назначению и самой идее памятного сооружения.

Мавзолеи этой эпохи редко предстают как отдельное, изолированно стоящее сооружение: они или включаются как одиночный объем в ансамбль других построек или же являют собой крупное многокомнатное компактное здание…

Mausoleum-RukhabadЕсли Рухабад еще связан со старой традицией, то Кутби-Чахар-Духум уже целиком принадлежит новому архитектурному стилю: тема центрической усыпальницы здесь предстает в ее совершенно ином истолковании. Время возведения обоих зданий, предшествующее походам Тимура на запад, исключает участие в их возведении иноземных ближневосточных мастеров.


Памятники эти свидетельствуют,  Kutbi-Cakhar-Dukhum-eskizчто в Mausoleum-Kutbi-CHahar-Duhumсреде самаркандских зодчих уже шли поиски решений, отвечающих новым запросам эпохи. Кутби-Чахар-Духум типологически предвозвещает появление одной из самых замечательных усыпальниц Востока — мавзолея Гур-Эмир


Gur-Emir_1_b Gur-Emir_2_b

Gur-Emir_3_b Gur-Emir_4_b

Gur-Emir_plan Mosaic-of-Input-portal-Gur-Emir

Необычайно добротное в конструктивном отношении (каменные фундаменты здесь достигают 4,5 м, монолитные кирпичные кладки выполнены на великолепных ганчевых растворах), здание Гур-Эмира блестяще выдержало полутысячелетнее испытание временем…

Dorut-Tilyavat-2…Другой пример ансамбля, сложившегося у двора, являл Дорут-Тиляват в Шахрисябзе, где группировались медресе, мазар шейха Шемседдина Куляля, макбарат потомков Улугбека и мечеть Кок-Гумбез.


Skhema-Plas-Registan-SamarkandДальнейший шаг в развитии архитектурного ансамбля заключался в замене двора открытой площадью. Застройка при этом осуществлялась периметрально, с трех или со всех четырех сторон, с внимательным соблюдением главных осей. При этом площадь становится изначальным элементом, формирующим ансамбль, но здания, ее окружающие, в свою очередь организуют пространство самой площади.


Area-Registan

Классический пример — застройка площади Регистан в Самарканде. Гений народных зодчих формировал  художественный облик среднеазиатских городов XV столетия. Монументальные порталы, стройные иглы минаретов, массивы стрельчатых куполов, вздымаясь над гущей плоских крыш невысокой внутриквартальной застройки, выделяли крупные архитектурные ансамбли, уже издалека обрисовываясь в синеве небес и очерчивая причудливый силуэт среднеазиатского города XV столетия, в то время как живописно-меморативные комплексы, сочетающие естественный пейзаж с архитектурой некрупных зданий, вносили чарующе-интимную ноту в оформление его пригородных махалля.

Выдержки из глав и имеджи

«История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И.
изд-ва «Искусство» 1965г.

Имеджи: из Яндех-картнки,
http://arx.novosibdom.ru/node/1654,
www.naison.tj/ISTORIA/samarkand,
www.OrexCA.com,
www.azltour.com
а так же http://zavar-vera.ya.ru

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *