«Плакаты Востока» в галерее «Art and Fact»

18 февраля 2012 года в галерее Art and Fact открылась  художественная выставка из частной коллекции «Плакаты Востока».

Плакат — неотъемлемая часть графики, составной части изобразительного искусства. Сколько помню себя, плакаты всегда были сильным оружием пропаганды и мобилизации народных масс для достижения поставленных задач Партии и Правительства в советские времена. Плакат политический или отраслевой всегда сопровождал нас с самой школьной скамьи. Такие плакаты, как  «Родина мать зовёт!», «Ты записался добровольцем?» или «Не влезай, убьёт!» знакомы каждому, кто родился до 90-х гг.  XX-го столетия.

Но сегодня речь пойдёт о плакатах, рождённых в Узбекистане и соседних республиках.   Привожу немного сокращённый пресс-релиз к выставке, написанный Борисом Голендером. И что очень важно, это оригиналы плакатов, созданных в 20-40-х гг.

 

В Узбекистане начала XX века не было стойкой традиции рисуночных плакатов. Афиши и публичные объявления оформлялись, как правило, только разными вариантами броских художественных шрифтов. Эта тенденция сохранялась достаточно долго.

Но уже с 1918 года заработали на Воскресенском рынке (ныне — Театральная площадь) «Окна ТуркРОСТА». где регулярно выставлялись агитационные сатирические плакаты с рисунками и карикатурами на злободневные темы. Это были оригиналы, и они первоначально не тиражировались. Лишь в конце 20-х годов плакаты стали репродуцировать газеты и журналы Узбекистана, особенно популярный «Муштум» («Кулак», т.е. пальцы сжатые в кулак) .

 

Плакаты Востока

Признанными мастерами плакатного жанра считались тогда художники С. Мальт, И. Тулля и Усто Мумин (А. Николаев). Государством плакат рассматривался как боевое средство политической агитации. Художники стремились оперативно откликаться на волновавшие всех события и принимать как бы личное участие в перестройке действительности. С художественной стороны в плакатной продукции вполне допускались схематические решения произведений. Поэтому сегодня многие плакаты воспринимаются скорее как характерные документы своего времени.

      

Впрочем, достижения плакатистов Узбекистана неуклонно росли. Перед Второй мировой войной признанным руководителем бригады графиков, работавших в жанре плаката, был Владимир Кайдалов (1907-1985). На выставке представлена его работа 1942 года «Будет и на нашей улице праздник» (№88 из серии плакатов «Удар по врагу»). Это один из самых знаменитых его плакатов. В. Кайдалов (он в дальнейшем был удостоен звания «народный художник Узбекистана») придавал большое значение «плакатной» части собственного творчества, а работу «Будет и на нашей улице праздник» выбрал из многих десятков созданных им за полвека плакатов для итоговой выставки, посвящённой 70-летию своей творческой деятельности (Ташкент — 1977). Первый же его антифашистский плакат был напечатан массовым тиражом на третий день после начала Второй мировой войны.

 

Будет и на нашей улице праздник. Владимир Кайдалов (1907-1985)

Другим мастером узбекистанского плаката был народный художник Узбекистана Константин Чепраков (1907-1972). Из его военных произведений на выставке можно познакомиться с агитационным плакатом 1941 года «Победа зависит от нас». Очень много делали в жанре антифашистского плаката художники А. Венедиктов, Б. Жуков, В. Рождественский и другие.

 

В Ташкенте в самом начале войны (с 27 июля по 10 августа 1941 года) с успехом была произведена первая республиканская выставка антифашистского плаката, па которой графики Узбекистана продемонстрировали множество злободневных оригинальных работ. Авторы плакатов старались достичь в обобщённых образах глубокой внутренней выразительности. При крайней лаконичности здесь имели значение все компоненты плаката, все художественные средства: и проработанность рисунка, и реальность красок, и чёткость текста. К числу таких плакатов принадлежит работа заслуженного деятеля искусств Узбекистана Бориса Жукова (1906-1987) с горьковскими словами «Если враг не сдаётся, его уничтожают».

 

Если враг не сдаётся... Борис Жуков (1906-1987)

Особую ценность выставке придаёт то, что она знакомит нас не с копиями, а с подлинниками малотиражных изданий, которые в силу своего предназначения обычно плохо сохраняются. Потому экспозиция доносит до зрителя живое дыхание эпохи, что особенно важно в наш компьютерный, виртуальный век.

     

Выставка среднеазиатского плаката 20-40 гг. XX века, с другой стороны, призвана ответить возникшему в последние годы (особенно на Западе) стойкому интересу к т.н. «социалистическому реализму». Именно плакат является ярким представителем этого направления в искусстве, и экспонаты выставки открывают перед нами пока ещё мало изученные и полузабытые работы выдающихся художников Узбекистана и соседних республик.

Борис Голендер

 

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *