«В поисках совершенства» или Александр Николаев в г.Баку (Азербайджан)

Давно порывался написать о творчестве Александра Николаева, да всё не получалось. Хотя, в процессе описания некоторых выставок, я ни раз упоминал о творчестве Александра Николаева и показывал некоторые его работы.

Александр участник всех выставок актуального искусства, проведённых в Ташкенте с 2003 по 2010гг., в проектах «CONSTELLATION» и «CONSTELLATION. POSTSCRIPTUM», а так же в проектах «ЗНАКИ ВРЕМЕНИ»Александр Николаев трёх кратный участник престижнейшей  Венецианской  Биеннале. Участник 4-й Московской Международной Биеннале 2011года в числе группы Узбекских художников … , а впрочем, всё по- порядку.

Искусство есть лучшее средство
отрешиться от мира,
искусство же есть и лучшее
средство укорениться в нем.

Гёте

С этих слов Гёте  начинается  каталог к персональной выставке Узбекского художника современного искусства Александра Николаева в г. Баку (Азербайджан) под названием «В поисках совершенства», прошедшей  в декабре 2011года.  Творчество Александра Николаева многогранно.  На персональной выставке в г.Баку  Александр представил живопись, графику, инсталляции, кинематическое произведение, а так же видео-арт.

 

К раннему периоду творчества Александра относятся его живописные полотна и графические рисунки, представленные на выставке.

 

 

 

 

В трёхмерной работе «Модулор» (2001) — произошло окончательное преодоление Александром двухмерности станковой картины и выход в трехмерное пространство экспозиции.

Модулор. 2001г.

Прерванный полёт (2003г.)

Кинетическая инсталляция «В поисках совершенства»(2005г.), также представленная на этой выставке — сложное конструкторское изобретение художника.  Белые гипсовые руки, с холодной размеренностью штампующие фигурки человека, стандартизированные «поиски совершенства» становятся символом клонирования, распада идеи о подлинности и уникальности человека в глобальном  мире.

В паоисках совершенства. Кинетическая инсталяция. 2005

История центрапьноазиатского видео-искусства началась только в 2004 году, когда были созданы первые видео-работы художников, в том числе А. Николаева.  А. Николаев в 2007 г. представил медитативное черно-белое видео «Молитва» (2007г.), ставшее одним из открытий выставки «ConstelatJon.PS». Затем оно было показано на многих международных арт-площадках Европы, Латинской Америки и Средней Азии.

Видео-арт. Молитва

Видео А. Николаева стало своеобразным ответом на давно ведущиеся дискуссии о том, как изменяется работа с наследием и духовным опытом Востока в век цифровых технологий, как происходит сублимация этих традиций в этом виде современного искусства. В строгом, минималистском по стилю видеоарте неспешное повествование на фоне заснеженного пейзажа затягивает всей суггестивной силой. Погружение человека в состояние единения с Богом ничем не нарушается, напротив, вдали от суеты в тишине природы каждое движение суфия сакрально, а шум ветра и воды вплетается в слова молитвы из Корана. Раскрытый перед Богом и природой человек в молитве, прежде всего, познает себя…

Видео-арт «Время собирать камни» (2010г.) интересен соединением эстетического, психологического и социального. Изумительные кадры природы, погружение в переживание состояния одновременно интимного и общего.

Видео-арт. Время собирать камни.

Взяв за основу работу  русского художника конца 19-в. В. Верещагина «Апофеоз войны» {Туркестанская серия»),  А. Николаев создал видео-инсталляцию «Апофеоз» (2010г.) об апофеозе денег, стихии капитала.

Видео-арт. Апофеоз.

На 5 международной выставке «Знаки времени» в Ташкенте, а затем на 54 Венецианской биеннале большое внимание критики вызвал проект А. Николаева «Мир добрых людей» (2010г.). В текстильных панно, выполненные мастерицей  Л.Пановой по эскизам художника в эстетике китча и наивного, «воскресного» искусства, позиционировались в контексте современной культурной индустрии, как «чистое» – не гламурное, нечто народное и подлинное.

На выставке также была представлена видео инсталляция «Прожиточный минимум» (2008-2011гг.)

Прожиточный минимум. 2008-2011

Выдержки из статьи доктора искусствоведения Нигоры Ахмедовой  в каталоге  к персональной выставке А. Николаев в г. Баку (Азербайджан).

Выкладываю ещё несколько работ Александра, не показанные на выставке, но вошедшие в каталог.

 

Перфоманс _ Аральская вода. 2005

Инталяция. Силиконовая долина. 2007

Видео-инсталляция _ Рыбы. 2005-2011гг.

Остаётся только пожелать Александру Николаеву новых достижений в искусстве и новых  выставок, как внутри страны, так и за её пределами.

 

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *