Ретроспективная выставка «Хранители керамики Узбекистана» в Галерее НБУ
16 декабря 2015г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана была открыта ретроспективная выставка «Хранители керамики Узбекистана» . Впервые в просторных залах Галереи изобразительного искусства Узбекистана были широко представлены произведения всех прославленных центров традиционной керамики Узбекистана. В экспозицию вошли произведения живых классиков национального керамического искусства и молодых, но уже признанных мастеров древнего ремесла. Керамика Узбекистана и в наши дни сохранила отчетливую локализацию местных школ и традиций.
Традиционная керамика Узбекистана представлена двумя основными видами: более древней не поливной керамикой и керамикой, покрытой глазурью. В настоящее время по стилю художественного оформления можно выделить несколько основных школ керамики Узбекистана: ферганскую, бухара — самаркандскую и хорезмскую.
Ферганская школа керамики (основные центры — Риштан, Гурумсарай, Андижан) более разнообразна по формам. Репертуар узоров ферганской керамики включает весьма широкий круг тем и мотивов. Это растительные узоры: цветок и плоды миндаля «бодом-гуль» и граната «анор-гуль», побеги «ислими», четырехлистник «чорбарг» и др. Предметные узоры состоят из стилизованных изображений кувшинов, ножей, геометрический орнамент состоит из различных линий, насечек, решетчатых узоров и т.д. Сегодня прославленную школу риштанской керамики на выставочных площадках Узбекистана и за его пределами успешно представляют такие мастера, как академик Академии художеств Узбекистана Шарафиддин Юсупов, мастера-виртуозы Музаффар Саидов и Алишер Назиров, известные керамисты Рустам Усманов и Бахтиёр Назиров, и др. В Андижане плодотворно работает искусный гончар Мирзабахром Абдувахабов.
Декор хорезмской школы керамики сдержан и благороден. В наши дни традиции голубой хорезмской керамики развивает признанный мастер, сын классика хивинской керамики Раимберды Матчанова — Одил Матчанов из села Мадир. Хорезмская керамика узнаваема благодаря изящным геометрическим узорам на внутренней поверхности традиционных блюд — бадия, обогащенными растительными мотивами.
Главная особенность керамики Бухаро-самаркандской школы связана с технологическим фактором — использованием традиционной свинцовой глазури и зелено-желтых и коричневых красителей, во многом определявших характер образного звучания изделий. Сегодня традиции этой школы успешно представляют мастера из Гидждуван — академик Академии художеств Узбекистана Алишер Нарзуллаев и его брат Абдулло Нарзуллаев. В Ургуте традиции искусства своего отца, известного мастера Махкама Аблакулова, продолжает его сын Нугман Аблакулов, виртуозно владеющий техникой создания разнообразных форм керамических изделий.
Наиболее архаичным, сохранившим аутентичные технологические и художественные приемы является не поливная керамика. Эти традиции прекрасно сохранили и подняли на новый творческий уровень такие мастера как академики Академии художеств Узбекистана Шариф Азимов и Худойберды Хакбердиев, а также талантливые керамисты Холмухаммад Исматуллаев и Ильхом Бобомурадов. Традиции самаркандской школы мелкой терракоты продолжает мастерица Дилором Мухтарова.
Инновационное направление в современной поливной керамике на выставке буду демонстрировать изделия молодого керамиста из Бухары — Абдулвохида Каримова, который занимается также восстановлением традиционной голубой керамики Бухарского региона.
Сегодня традиции гончарного ремесла, пронесенные через века, сохраняются в каждой из перечисленных школ. Основная идея выставки — показать весь спектр поэтики и художественного своеобразия современной керамики Узбекистана. В изделиях мастеров проявляются индивидуально-творческие находки, хотя они работают в русле коллективной традиции. Выставка «Хранители керамики Узбекистана» — яркое событие в культурной жизни Ташкента, которое оставило незабываемое впечатление у жителей и гостей столицы.
И ещё, напоследок, несколько фотографий с выставки «Хранители керамики Узбекистана».
Организаторы: Академия художеств Узбекистана, Галерея изобразительного искусства Узбекистана, «Caravan-group», ООО «Asha production»
Умар, замечательная подборка фотографий и их компоновка. Получился настоящий интернетный каталог, который фиксирует имена участников, их работы и атмосферу, царящую на выставке в период ее работы. Побольше бы выставок такого уровня и таких материалов, как этот. Большое спасибо.