Вернисаж «К нам приехал цирк» в канун Навруза в ЦВЗ АХУз.
В канун празднования Навруза, 18.марта 2016 года Дирекция художественных выставок Академии художеств Узбекистана пригласила всех зрителей неравнодушных цирковому искусству в Центральный выставочный зал. Данный вернисаж посвящён Мубаракхон Зариповой, основоположнику узбекского циркового искусства, Заслуженной артистке Узбекистана, первой клоунессе и наезднице. В этом году ей бы исполнилось 110 лет.
В экспозиции можно будет увидеть старинные фотографии, документы, афиши, призы, живопись и графику художников Узбекистана из фондов Дирекции Художественных Выставок. Среди экспонатов вернисажа есть и одежда артистов — цирковые костюмы разных лет.
В конце поста вы сможете прочесть мнение искусствоведа Татьяны Роговой о прошедшей выставке «Выставка «Навруз -2016. » в Центральном выставочном зале».
И ещё несколько фотографий с вернисажа.
Выставка «Навруз -2016. » в Центральном выставочном зале
Признаться, получив приглашение в Центральный выставочный зал на открытие выставки, посвященной Наврузу, я не испытала никакого энтузиазма. Я предположила, что, как это было на протяжении последнего десятка лет, это будет рутинная «тематическая выставка» пейзажей цветущих горных склонов вокруг Чарвака, разбавленная натюрмортами. К счастью я ошиблась. Выставка под названием «Навруз – 2016. К нам едет Цирк» оказалась незабываемым зрелищем, далеко выходящим за рамки ординарной выставки.
Праздник Навруз – от самого зарождения, прежде всего, был праздником народным, веселым, в основе своей языческим. Этот праздник пытались загнать «в подполье» арабы-завоеватели, считая, что его жизнерадостный дух никак не вяжется с ортодоксальным исламом. Празднование Навруза запрещали пришедшие к власти большевики, которые узрели в нем религиозный пережиток прошлого. Но народная стихия праздника спасла Навруз от забвения. Лишь после того, как Узбекистан стал свободным независимым государством, Навруз получил статус Всенародного праздника. Его с одинаковым воодушевлением отмечают люди всех национальностей, населяющих Узбекистан, для которых он стал общим домом.
Навруз — прежде всего веселый праздник, в древности его встречали песнями и танцами, устраивали народные игры, масхарабозы веселили народ. Вот и посетителей выставки на импровизированной сцене встречали шутками и репризами клоуны-масхарабозы, кукольники и фокусники, жонглеры и эквилибристы. Танцовщицы исполняли зажигательные национальные танцы под веселую дробь дойры, в исполнении молодых артистов звучали эстрадные песни. Ежедневно, на протяжении трех недель, начиная со дня открытия выставки до ее официального завершения, в Центральном выставном зале звучала веселая музыка и не смолкали аплодисменты, которыми публика награждала мастерство юных исполнителей — учащихся Республиканского эстрадно-циркового колледжа.
По счастливому совпадению, в нынешнем году на время празднования Навруза пришелся 110-летний юбилей Муборакхон Зариповой, дрессировщицы и наездницы, первой узбекской женщины-клоунессы, которая вместе со своим супругом Каримом Зариповым стала родоначальницей знаменитой династии узбекских цирковых артистов. Надо добавить, что руководитель Республиканского эстрадно-циркового колледжа, известная артистка цирка Карима Зарипова представляет третье поколение этой династии.
Праздничное представление стало прелюдией к выставке на втором этаже вставочного зала. Своеобразный симбиоз изобразительного искусства и искусства цирка дал неожиданный результат. Организаторы выставки «Навруз – 2016» под девизом «К нам приехал Цирк» включили в экспозицию произведения живописи, графики, скульптуры, в которых была отражена не только тематика весеннего пробуждения природы, но и праздничная атмосфера цирка, народных гуляний и национальных игр. Выставка была дополнена сценическими костюмами и украшениями в национальном стиле, и принадлежащих семье Зариповых. Часть экспозиционной площади была отведена фотографиям, иллюстрирующим историю этой цирковой династии. Внимание зрителей привлекли оригинальные инсталляции, в которых были использованы цирковые атрибуты, гримерные принадлежности и т.д. Нашлось место и муляжу забавного ослика, на котором масхарабозы Зариповы «выезжали» на арену.
На мой взгляд, на выставку не попало ни одной «случайной» картины, скульптуры или графики. Все экспонаты отличаются высоким художественным профессионализмом и «работают» на концепцию выставки. Это весенние, написанные на пленэре, пейзажи Дилором Мамедовой и Виктории Трошиной, исторические композиции Алишера Аликулова, и мастерки написанные полотна Акмала Нура «Одинокий шут» и «Ради любви», наполненные философским содержанием. Неординарным художественным видением отличаются работы Сергея Чуфарнова «Упражнение с обручем» и «Сообщество любительниц карманных слоников». Улугбек Усманов в триптихе «Народные гуляния» удачно использовал выбор точки зрения с птичьего полета и подчеркнутый декоративизм.
Хочется отметить дебют нескольких студентов Национального института художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, чьи работы вполне достойно соседствуют с работами признанных мастеров. Назокат Касыпова в картине «Цирк» сумела «заглянуть» за кулисы, и подсмотреть будни цирковых артистов, Д.Очилов нашел необычный ракурс для полотна «За ареной». Порадовали также работы О.Амиркулова, Карима Умирова, М.Буронова. Их институтский наставник Дилшод Азизов показал своим студентам мастер-класс, представив на выставку два изысканных натюрморта из серии «Венецианский квинтет» с атрибутами Венецианского карнавала масок.
Экспозиция живописи и скульптуры дополнена работами из фондов Дирекции художественных выставок. Зритель увидел лирические весенние пейзажи классиков узбекской школы живописи Нигмата Кузыбаева, Рузи Чарыева, Темура Рашидова. Органично вписались в тематику выставки жанровые полотна Александра Перова, Марины Пашковской, Бориса Токмина, Г.Зильбермана. Образы веселых и грустных масхарабозов встают на картинах авангардистов 90-х годов — самаркандца Шухрата Темурова, известного живописца из Бухары Музаффара Абдуллаева, Улугбека Болтабаева из Андижана. К месту пришлись динамичные композиции на сюжеты конных состязаний Петра Мордвинцева, Манона Саидова, Евгения Мельникова.
Жаль, что на выставках мы давно не видим станковой скульптуры молодых скульпторов, которые могли бы конкурировать с композициями из фондов Дирекции выставок Марины Бородиной, А.Абраева, Павла Подосинникова из металла, дерева, шамота.
На выставку «Навруз-2016. К нам едет Цирк» плавно перешли некоторые графические листы из выставки графики «Возрождение». Если в тесноте и толкотне на стенах предыдущей выставки, они могли остаться без должного внимания, то на новой выставке они получили достойное место и стали неотъемлемой частью экспозиции. Высокое профессиональное мастерство отличает серию офортов Анвара Мамаджанова «Национальные игры», литографии Д.Рахманбекова из цикла «Театр», линогравюры Анвара Махкамова «Национальные узбекские игры»
В знаменитом сочинении «Наврузнаме», которое приписывают Омару Хайяму, есть такое наставление: «Кто празднует и веселится в день Навруза, тот будет радостно проводить жизнь до следующего Навруза». Да будет радость с нами весь год!
Искусствовед Татьяна Рогова
Выставка продлится до 11 апреля 2016 года.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.