Персональная выставка Умара Раджапова — «Мир внутри меня»
В период карантина, решил показать одну персональную выставку, которая состоялась 1 декабря 2018 года во Дворце творческой молодёжи в Ташкенте. Персональная выставка Умара Раджапова под названием «Мир внутри меня» продлилась всего 2 суток, что вызвало негодование в художественной среде и среди почитателей творчества молодого, талантливого художника. Показ произведений Умара Раджабова будет сопровождать небольшая заметка Михаила Книжника, которая, на мой взгляд, хорошо раскрыла особенности творчества художника.
Художник Умар Раджапов
Умар – молодой, красивый и талантливый. Поэтому от избытка сил форсит, пижонит, красуется. Знаете, это вполне ташкентская традиция. Вы помните молодого и красивого ташкентского художника, который ходил в коротких штанах, берете и наброшенном на плечи плаще? Не помните? Это было не очень давно, в 20-х годах, прошлого, 20-го века. А звали художника Александром Николаевичем Волковым. Это уже потом он стал «мастером гранатовой чайханы».
Но главное, что Умар Раджапов не только талантлив, но и работает по-настоящему, по-взрослому.
Мальчик из Хорезмского кишлака, учившийся рисовать, перерисовывая иллюстрации из книг, Умар уже знает, что в искусство не попадают по квоте для «областных», и поэтому честно и мужественно ищет свою дорогу, осваивает опыт, накопленный мастерами прошлого.
К своим тридцати трем он уже много умеет. Может написать полотно в духе соцреализма, в духе фресок со сталинского ВДНХ, а может написать мерцающую мистическим орнаментом резную узбекскую дверь, которая напомнит мерное чередование колон Дворца дожей на картине Рёскина. Иногда у него выходят вещи абсолютно абстрактные, и это не холодная, головная абстракция, а настоящее, страстное, бурлящее цветом и формой высказывание. Но главное направление поисков Раджапова – живопись фигуративная, реалистическая. Но не гладкий коммерческий псевдореализм, а настоящий, искренний взгляд на жизнь. Он видит и радость желтых саманных дувалов и глубокие синие тени во впадинах на костреце коровы, и усталую пластику склонившейся к ее вымени женщины.
Умар уже умеет находить поэзию в вещах будничных, в лотке уличной торговки, что на мой вкус является поэзией высшей пробы. Я испытываю радость от узнавания курта, мешочка с насваем, а главное – поседевшей от времени корзинки из «совпластитала».
Провинциал, он шаг за шагом осваивает Ташкент. Для него это – и столица его страны, и Большой города, манящий соблазнами и огнями, в котором ему нашлось место. Надо сказать, место не из последних. Казалось бы, Умару не доступна моя щемящая грусть при взгляде на город прошедшей молодости, рассеявшихся любовей и завязавшихся навечно дружб. Он молод, полон сил, что ему тени прошлой жизни. Но и он копит опыт горечи и потерь. И он осознает, что кинотеатрик, написанный им дважды – при вечернем и утреннем свете, снесен, а значит его картины уже смотрят на нас взрослым печальным взглядом и рассказывают о том, как было, о исчезнувшем Ташкенте прежних времен. И трамвай, навеки убежавший с улицы Навои, нашел себе приют на полотне художника. И срубленная чинара в белом носочке все еще сияет у него гладкостью проступающего из шелухи ствола.
Уже много лет я с уважением и интересом слежу за усилиями Умара Раджапова по постижению себя и мира. И верю, что эти усилия еще долго будут приносить плоды прекрасных картин.
Михаил Книжник
И ещё несколько фотографий с выставки.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.