Джеффри Шоу
Более доступными для экспонирования в традиционных выставочных пространствах и, соответственно, более известными являются произведения австралийского художника Джеффри Шоу, чьи инсталляции строятся по принципу компьютерной игры-бродилки, перенесенной из заэкранного в реальное пространство. В одном из самых известных проектов The Legible City (1989) зритель пересекает виртуальные города на велотренажере, помещенном перед проекционным экраном. Крутя педали и управляя рулем, можно путешествовать по воссозданным в трехмерной графике Манхэттену, Амстердаму или Карлсруэ, чьи опознаваемые очертания строятся не из зданий и улиц, но из букв, слов и фраз. А инсталляция 1995 года The Place – a User’s Manual представляет собой интерактивную версию старинных рисованных панорам. Виды монастыря в Германии, пляжа в Бали или кладбища в Лас-Палмасе проецируются на цилиндрические конструкции. Цилиндры остаются неподвижными, как и зритель, помещенный посреди инсталляции на платформе, напоминающей капитанский мостик. Но, манипулируя джойстиком, можно бродить по иллюзорным пространствам, «прокручивая» панорамы и укрупняя изображение. Это ложное движение завораживает и вызывает некую доводящую до головокружения пространственно-двигательную дезориентацию еще и потому, что навигация построена таким образом, что мы как бы проходим сквозь стену цилиндра, проникая внутрь пространства, спроецированного на его внешнюю стену.
Джеффри Шоу – один из тех художников, что изобретает технологии воплощения под собственные идеи, а не наоборот. До того как использовать в своих работах компьютерные технологии, он исследовал те же проблемы взаимоотношений и взаимодействий пространства и зрителя, зрелища и наблюдателя при помощи других средств, будь то архитектура, инсталляция, перформанс или даже рок-шоу. Архитектор по образованию, в 1960-е Джеффри Шоу разрабатывает подвижную и трансформирующуюся архитектуру из надувных объемов. Тогда же он начинает устраивать всевозможные хэппенинги, построенные на изменении привычной городской среды – будь то улица, перегороженная надувной подушкой, или привычный фасад здания, исчезающий за дымовой стеной. Чуть позднее он работает над мультимедийными шоу для рок-групп вроде Pink Floid, Soft Machine и Genesis, где видеопроекции дополняют и без того психоделический эффект музыки. С 1970-х годов Джеффри Шоу создает ряд произведений, исследующих взаимодействия зрителя и зрелища: например, в видеоинсталляции Veiwpoint видеопроекция становилась видимой только в тот момент, когда зритель занимал определенное место в пространстве – для прочей публики экран оставался пустой серой поверхностью. А в работе 1983 года Point of View ночное шоссе, возникающее на мониторе, продолжалось и по эту сторону экрана: двигаясь вдоль полосы дорожных огней, зритель видел, как навстречу ему разворачивается заэкранное пространство.
P.S. По сообщению Галлереи OkNo www.oknogallery.ru/ru/projects/TouchMe cостоялась выставка Media Diesel
TOUCH ME
Выставка интерактивного медиа-искусства
3 — 19 ноября 2005
В 360-градусной панораме достигает своей вершины документалистика. С помощью специальной техники для Place-Urbanity были сняты некоторые места Сиднея, которые пользователь может выбрать на городском плане. Однако тотальный взгляд на мир, который обещает подобная техника, разрушается введением в картинку висячих комедиантов. Эти висящие вверх ногами люди противоречат впечатлению аутентичности, производимому 360-градусной проекцией. Они искажают наше восприятие своей позицией, хотя как подвижные и говорящие фигуры представляют собой как раз живые и тем самым реальные компоненты работы.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.