Интернет («Electronic arts»)
«Electronic arts» Электронное искусство, возникнув позднее всех иных благородных искусств, отличается от них, в числе прочего, одной любопытной особенностью: оно не создает собственного инструментария. Его, однако, как бы и не волнует отсутствие такового. Оно пользуется чужим…
Традиционное искусство всегда использовало и использует свой собственный набор технических приспособлений, ни в какой другой области более не употребляемый. Мольберт, этюдник, подрамник, грунтованный холст — объекты, ассоциируемые совершенно однозначно, единственно возможным образом. Производство художественных материалов — это целая отрасль, и эта отрасль развивается, исходя из потребностей самого искусства (технология изготовления подрамников, переход от темперы к маслу и т.д.). Если с легкой руки А.Бенито Оливы используется такое понятие, как «Система искусства», то производство художественных материалов с полным основанием является частью этой системы. Какое из традиционных искусств ни взять — любое из них имеет сложившийся инструментарий, изначально предназначенный и используемый только для этого рода деятельности. Технологическая обособленность очевидна — как очевидно и и то, что эта обособленность свидетельствует об омерщтвлении (отмирании)…
К настоящему времени «electronic arts» — это долгий список различных его разновидностей, довольно далеко друг от друга отстоящих, начиная с почти традиционной компьютерной графики и заканчивая актуальными на сегодняшний день телекоммуникационными проектами и интерактивными виртуальными инсталляциями. Но вот что примечательно: любая из этих разновидностей характеризуется тем, что используемый инструментарий ей не принадлежит. Электронное искусство не способно влиять и не влияет на развитие «собственной» технологии. Телеконференции развиваются, исходя из необходимости в дешевых средствах проведения деловых совещаний и переговоров, CD-ROM — выгодное средство хранения и распространения информации любого рода, сеть World Wide Web — потомок планов Министерства обороны США, в конечном итоге нацеленная на реализацию нужд рекламы и коммерции, и Бернерс Ли, создатель языка HTML, вряд ли предполагал, что его детище окажется художественным инструментом.
В этом смысле интерес художников к компьютерным технологиям сродни любопытству ребенка: «а что получится, если эту штуку взять и что-нибудь такое сделать?»…
Безусловно, электронному искусству в определенном смысле предстоит повторить судьбу офорта и литографии — в случае, если оно окажется привязанным к какой-то конкретной технологии своего производства. Но такой технологии (во всяком случае, пока) нет. Электронное искусство останется актуальным в художественном смысле, пока будет озабочено более миром электроники, чем «миром искусства» («системой искусства», если угодно).
В конце концов, что такое «новые технологии»? Сегодня мало кто помнит, что в конце 50-х в качестве инструмента перформанса использовался радиотелефон…
Выдержки из статьи написанной для газеты «Буду!», СПб, Д.Шубин «Искусство и технология»
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.