Античный период Средней Азии-2
Кушанская культура, едва известная каких-нибудь полвека тому назад, все более привлекает к себе внимание не только ученого мира, но и широких кругов, а термин «кушанское искусство» все прочнее завоевывает свое место в искусствоведческой литературе. Термин
условен, но при всей условности в нем подкупает тот лаконизм, который вмещает в краткую формулу большое понятие *.
* Текст данной книги был завершен в 1971 г. С тех пор археологическими экспедициями открыто немало новых памятников кушанской художественной культуры, которые, однако, лишь подкрепляют основную концепцию автора.
Кушаны —одно из центральноазиатских племен, во I I —I веках до н. э— осевших на землях Бактрии. Кушаны — также имя вышедшей из него династии, создавшей в первых веках нашей эры в самом центре Азиатского материка одну из величайших империй античного мира. Империя эта лежала в скрещении нитей Великого шелкового пути, соединявшего Дальний, Средний и Ближний Восток, — пути международной коммерции, военных походов, культурных сношений. Но отвечает ли понятие «кушанское искусство» искусству собственно кушан в узкоэтническом или династическом значении? Нет, оно может быть принято лишь в расширительном значении. Речь идет о художественной культуре пародов, вошедших в состав Кушанского царства, в хронологических рамках его становления, расцвета и упадка.
В сфере художественного творчества политическое воссоединение этих народов не было фактором определяющим, но безусловно существенным, ибо при всем своеобразии направлений и школ в кушанском искусстве возникает некий объединяющий их внутренний субстрат. Выявление этого субстрата по мере обнаружения все новых и новых памятников составляет одну из интереснейших проблем кушан сведения.
Воззрения на кушанское искусство претерпели существенную эволюцию на глазах у поколений XX века, меняясь но мере открытия новых памятников и появления на этой основе новых выводов, обобщений и умозаключений. Было время, когда единственным критерием для суждения о нем служили кушанские монеты с изображениями варварских царей и азиатских божеств, пришедшими на смену почти медальерному мастерству греко-бактрийских монетариев, чеканивших на монетных кружках горделивые профили завитых но греческой моде бактрийских басилевсов и классические статуарные образы эллинских богов.
Но еще в прошлом столетии наряду с пополнением музейных собраний коллекциями монет возрастало число замечательных произведений каменной скульптуры из Северо-Западной Индии, получившей по древнему названию этой области наименование гандхарской…
Почти единодушно признано, что основная и лучшая в художественном отношении часть этой скульптуры приходится на эпоху Кушан. Однако сама гапдхарская школа рассматривалась лишь как гибрид греко-римских и индийских пластических традиций, внутренний импульс которому дан был идеологией буддизма.
Исследование больших и малых городищ кушанского времени — Термеза, Зар-тепе, Халчаяна, Айртама, Дальверзин-тепе в Узбекистане, Кейко-бадшаха, Кухна-калы, Саксанохура в Таджикистане, Ай-Ханум, Балха, Сурх-Котала в Афганистане — освещает некоторые ведущие черты греко-бактрийского и бактрийско-кушанского градостроительного искусства.
Общие идейно-творческие установки и историко-культурные взаимосвязи художественной культуры Бактрии особенно наглядно отражены в скульптуре. Это памятники светского и культового характера, произведения, предназначенные лишь избранным, и произведения, бытовавшие в широкой народной среде, круглая скульптура и барельефы, монументальные композиции и мелкие терракоты. Памятники скульптуры, так же как и открытые пока лишь во фрагментах остатки живописи и изделия прикладных искусств, уже позволяют наметить некоторые общие закономерности в эволюции художественных идей и форм бактрийского искусства на протяжении столетий.
Истоки художественной культуры, слагавшейся па территории Бактрии, уходят в глубь тысячелетий. Бактрия — древнеиранское наименование области верхнего и среднего бассейна Амударьи, с веером ее многочисленных притоков — Пяпджа, Вахша, Кафирнигапа, Сурхандарьи, Кокчи, Кундуза, — каждый из которых в свою очередь вбирает воды бесчисленных речек, горных протоков — сасв, ручьев. Ландшафт Бактрии — это обширные, богатые водой и зеленью долины, разработанные в доисторические времена течением полноводных рек, зачинающихся на вершинах горных систем Припамирья и Гипдукуша; сами эти горы — с неприступными снежными пиками на хребтах и с зелеными ущельями, сбегающими к их подошвам; местами — пустыни, песчаные и безжизненные.
Но Бактрия — понятие не только географическое. Это — страна. Страна, лежавшая в самом сердце Азиатского материка, страна со своим коренным населением, изъяснявшимся на диалекте иранской лингвистической группы, страна древней высокоразвитой цивилизации, древней культуры, древнего искусства. …
«Искусство Бактрии в эпоху Кушан» Пугаченкова Г.А. изд-ва «Искусство» 1979г.
…Выдающийся интерес представляет комплекс глиняной скульптуры, входившей в оформление дворцового здания I в. до н. э. в Халчаяие.
Вот перед нами рыжеволосый муж с утонченными чертами худощавого, продолговатого лица. Курчавящаяся, заостренная бородка и остриженные под кружок плоеные волосы придают ему вид французского щеголя времен мушкетеров . Волосы перетянуты диадемой — явный знак его царского достоинства, а общий тип чрезвычайно близок к изображениям парфянских царей на монетах Аршакидов
Воин в шлеме и в кирасе с высоким стоячим воротом, защищающим шею . Лицо его с тщательно подстриженными, красновато-черными усами и бородой, с правильными чертами, исполнено большого благородства и какой-то душевной печали…
Можно выдвинуть предположение, что статуи эти воспроизводят образы ранне-кушанских и иных правителей, собранных в парадном зале местного саганианского владетеля.
Но в оформление зала входили и иные, жанровые фигуры, значительно меньшие по размерам (чем в восточном искусстве обычно подчеркивалась социальная дистанция). Среди них — музыкантша, играющая на лютне: девушка с полным широким лицом, правильными чертами, невысоким лбом под пышным валиком убранной прядями прически . Облик ее явственно взывает с одной стороны к Тихэ и амазонке греко-бактрийских медальонов из Эрмитажа , а с другой к музыкантшам Айртамского фриза.
Халчаянская скульптура была окрашена прямо по глине или по белой подгрунтовке. Преобладают красный, белый, черный цвета, но использован также оранжево-или желто-охристый, ярко-голубой, изредка — зеленый. В окраске лиц применены оттенки розового, ярко- и густо-красного, усиливающие иллюзорность этих статуарных образов, располагавшихся на известной высоте, в неярко освещенном интерьере. В цветовом решении айвана и зала помимо окрашенной скульптуры участвовала и живопись, обнаруженная лишь в виде жалких фрагментов.
Глиняная скульптура и живопись из Халчаяна свидетельствуют об исключительно высоком расцвете монументальных искусств в Бактрии на грани нашей эры. Образ царя во славе, торжественно восседающего на троне, по-видимому, составлял одну из коронных тем кушанского искусства. Круглый терракотовый медальон из Халчаяна (I в. н. э.) содержит композицию, явно почерпнутую из монументальной пластики.
Роль религиозных идеологий в античном искусстве Узбекистана была очень значительной. В южных районах к началу нашей эры закрепляется буддизм, просочившийся из Индии. Мы говорили уже об архитектурных памятниках Тохаристана -ступа, святилищах, монастырях. В развалинах Термеза обнаружены остатки скульптуры, входившей некогда в оформление буддийских зданий. Остатки разбитых вдребезги статуй будд и бодисатв позволяют судить о том, что иконография их следовала традиционным образам, разработанным гандхарской школой.
…найденные в Термезе фрагменты горельефа, изваянного на выпуклой внешней поверхности плиты, принадлежали, очевидно, облицовке круглого тела ступа. Изображение исполнено в очень высоком рельефе резцом, обтесывающим инструментом, а также буравчиком, которым высверливались углубленные участки. Рельеф попорчен, лица всех персонажей и некоторые детали нарочито сбиты .
Композиция двухъярусна — в верхней и в нижней половине, строго на одной оси, размещены однотипные мужские фигуры, сидящие со скрещенными ногами под сенью густолиственных дерев; по обе стороны от них — значительно меньшие по размерам фигурки предстоящих.
Сюжетная основа термезского рельефа восстанавливается при ознакомлении с циклом джатак и это, в свою очередь, позволяет представить изначальную композицию всего изображения…
«История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство»
1965
Замечательным произведением искусства являются скульптурные украшения каменного карниза буддийского святилища, обнаруженного в урочище Айртам около Термеза. Айртамский скульптурный фриз состоит из акантовых листьев, расположенных в два ряда, причем в верхнем ряду листья чередуются с фигурами музыкантов и гирляндоносцев . Арфист — одна из лучших фигур фриза . Черты лица даны очень обобщенно, но тем не менее реалистично.
Во всем видна устоявшаяся художественная традиция, огромное мастерство. Очень скупыми изобразительными средствами художник сумел создать образ музыканта, как бы прислушивающегося к звучащей арфе. Следует обратить внимание на выработанный уже тип человеческой красоты: круглое лицо, небольшой подбородок с ямкой, рот, поставленный близко к короткому, прямому носу, большие широко раскрытые, чуть косо прорезанные глаза под тяжелыми веками. Хотя исследователи и считают, что изображения музыкантов и гирляндоносцев айртамского фриза связаны с буддийским культом, в них нет ничего специфически религиозного. Айртамский фриз относится ко времени расцвета Кушанской державы и датируется 1 — 2 вв. н.э.
«История искусств Средней Азии» М. Дьяконов http://artyx.ru/books
…Прямая параллель Айртамского фриза гандхарской школе ваяния бесспорна, она лишь подтверждает определение этой школы как широкого историко-культурного явления, захватившего в эпоху античности многие области Кушанского царства, а не одной лишь Гандхары.
Стилевые особенности изобразительного искусства Узбекистана II—III веков были подхвачены и продолжены на следующем этапе его развития в рамках феодализирующегося общества, в художественной культуре которого местная античная традиция еще долгое время играет большую роль.
«Истрия искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И.
…Осенью 1972 года на древней земле Бактрии сделано новое ценное открытие. Сотрудники Узбекистанской искусствоведческой экспедиции, возглавляемой профессором Г. А. Пугаченковой, молодые археологи, расчищая глиняный сосуд, спрятанный в одной из жилых комнат на городище Дальвирзинтепе, обнаружила клад золотых изделий кушанского времени. Среди изделий был 21 золотой брусок. На десяти брусках были выбиты надписи индийским письмом. Как показал анализ, эти надписи, в которых упоминаются некоторые имена и весовые единицы, относятся к первым векам нашей эры.
В 1972 году был найден фрагмент кувшина, на котором шестнадцать или семнадцать столетий назад кто-то вывел буддийскую религиозную формулу, где великим благим деянием считается покровительство над живыми существами.
Надписи из Кара-тепе позволили установить окончательно, что ряд положений буддизма проник в среду кушанской знати уже во времена Канишки и был широко распространен среди населения империи.
Различные по времени, письму, языку, содержанию — то сделанные черной тушью на керамических сосудах в период расцвета буддийского культового центра, то процарапанные случайными паломниками на стенах уже покинутых пещерных храмов, то выполненные индийским алфавитом, то по-бактрийски кушанским письмом, эти надписи открыли новую страницу в истории кушановедения.
Они стали одним из важнейших источников для изучения индийско-среднеазиатских взаимосвязей в кушанский период, истории буддизма за северными пределами его родины — Индии.
Значение находки и дешифровки надписи из Сурх-Котала трудно переоценить. Прежде всего эта надпись позволила наконец определить язык кушанской Бактрии, родины и основного ядра Кушанского государства. Этот язык оказался близким согдийскому и хорезмийскому, то есть одним из восточноиранских. Надпись из Сурх-Котала впервые донесла до нас весьма подробный рассказ о строительных работах кушан в Бактрии. Впервые среди имен кушанских богов и царей зазвучали имена строителей, писцов, мастеров.
Б. Ставиский к.и.н.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5116/
Новые археологические изыскания на юге Узбекистана проведённые Узбекистанской Искусствоведческой экспедицией Института искусствознания им. Хамзы Минкультуры УзССР при участии специалистов Университета Сока (Япония) подтвердили, что регион Среднего течения реки Амударьи хранит множество недостающих звеньев на белых пятнах древней истории Бактрии и Кушанского царства.
Здесь представлена лишь небольшая часть находок опубликованных в Каталоге Университета Сока «Древности Южного Узбекистана» 1991г издания.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.