«Пластика линии» — Юбилейная персональная выставка Дамира Рузыбаева в ТДФ

30 марта 2021 г. в Ташкентском доме фотографии (ТДФ) состоялось открытие Юбилейной выставки «Пластика линии» известного скульптора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Дамира Рузыбаева.

Как сказал Али Хамраев, эту выставку можно смело назвать Ковидным периодом творчества мастера, ибо большинство работ представленных на вернисаже были созданы в период карантина и Пандемии KV-19.

На выставке представлено 2 .живописных, 7 скульптурных, 75 графических произведений художника.

АфишаДамир Рузыбаев

Дамир Рузибаев любит сам излагать концепцию своих работ, сегодняшний вернисаж не исключение. Выкладываю текст без сокращений, дабы не потерять нить повествования.

Однажды мое внимание привлекли хранящиеся в фондах государственного музея искусств Узбекистана так называемые дафтарчики небольшие тетради-раскладушки, учебные пособия XIV XVI веков, предназначенные для обучения традиционного орнамента, со всеми этапами его построения «от Л до Я». Именно эти, только намеченные, незавершенные гирихи оказались особенно интересными. Они предстали для меня графикой абсолютно современного звучания. Я отрыл для себя новый изумительный мир гириха и ислими. Например, на одном из начальных листочков начерчены две изогнутые линии, точно найденные в пропорциях и замечательно скомпонованные. Эта выразительность в простоте произвела на меня впечатление. Глядя на них, я вспоминал работы Малевича и Поповой. Удивительно, что идеи абстрактного искусства присутствовали, хоть и не осознанно, у нас еще в средние века. Но на самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь мусульманский архитектурный орнаментэто и есть абстрактное искусство. И в иных местах, как купол Тюрабек-ханум или мозаики Шахи-Зинда этоискусство высочайшего уровня.

Рузибаев Дамир. Мелос линий. 1999

Рузибаев Дамир. Мелос линий. 1999

Рузибаев Дамир. Из цикла Макомы. 2012 Рузибаев Дамир. Из цикла Макомы. 2016

Глядя на дафтарчики, мне захотелось попробовать себя в новой манере, отталкиваясь от гириха, что в переводе с фарси означает «узлы». Поначалу это были черные линии на белом фоне, пересекающиеся на узлах. Надо было освоить эту манеру. Впоследствии стал появляться цвет.

Рузибаев Дамир. Стелла 1 и Стелла 2. 2020 Рузибаев Дамир. Экспозиция работ. 2020 (2)Рузибаев Дамир. Стелла, Ветер, Стелла. 2020 Рузибаев Дамир. Экспозиция работ. 2020 (1)

Рузибаев Дамир. Две стеллы. 2020

Рузибаев Дамир. Две стеллы. 2020

Рузибаев Дамир. Мальчик с бубном. 2021

Рузибаев Дамир. Мальчик с бубном. 2021

Рузибаев Дамир. Стелла. 2020

Рузибаев Дамир. Стелла. 2020

Как известно, древняя скульптура была цветной, но цвет, к сожалению, у большинства скульптур не сохранился. Мне очень повезло участвовать, в УзНЭСК под руководством Г.А.Пугаченковой в раскопках Халчаянских цветных скульптур, и это не могло не повлиять на меня, как на скульптура. Это было не только работой для меня, но и прекрасной школой. У меня и теперь перед глазами выразительные и характерные портреты различных типов, в которых я узнавал и наших современников. Так, один из них был похож’ на моего брата, а в другом я узнавал керамиста Абрамова. Выла и еще одна особенность у Халчаянских скульптур. Головы на фигурах были не симметричны, а смещены в ту или другую сторону. Этот прием был рассчитан на определенную точку зрения. Жаль, конечно, что яркость красок при вскрытии приглушалась. Но сохранялось самое главное органичное соединение формы и цвета.

Рузибаев Дамир. Риштанский мотив. (соавтор Алишер Назиров). 2010

Рузибаев Дамир. Риштанский мотив. (соавтор Алишер Назиров). 2010

Рузибаев Дамир. Моё во мне. 2016Рузибаев Дамир. Сидящая. 2018

 Из современных скульпторов в этом плане для меня интересен был Марино Марини, умело применявший в некоторых скульптурах цвет. Ну и детская раскрашенная скульптура меня вдохновляла.

Рузибаев Дамир. В напряжении. 2021

Рузибаев Дамир. В напряжении. 2021

Я нахожу радость и удовлетворение на этом новом для меня пути. Здесь так же, как и в традиционном орнаменте, я вилку безграничные возможности художественных решений. Но в отличие от орнамента, я свои линии пускаю по другому пути, импровизируя и компонуя их свободно. В большинстве своем это эскизы скульптур, созданные языком гирихи. А поскольку это выполнено на бумаге цветными карандашами и пастелью, это имеет отношение к графике и к живописи. В этих работах характерна естественная недосказанность, вытекающая из характера и стиля изображения, и рассчитанная на активное восприятие зрителя, способного домыслить.

Рузибаев Дамир. На тему Чор минор. 2021

Рузибаев Дамир. На тему Чор минор. 2021

Это характерно и для разговорного жанра, когда не обязательно всё разжёвывать. Например, для острослов «аския» это типично. На этом все построено. Ведь в узбекском языке и не только в нем одно слово или выражение иной раз имеет много значений.

Дамир Рузыбаев

Рузибаев Дамир. Экспозиция работ. 2021

Рузибаев Дамир. Экспозиция работ. 2021

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *