«Пластика линии» — Юбилейная персональная выставка Дамира Рузыбаева в ТДФ
30 марта 2021 г. в Ташкентском доме фотографии (ТДФ) состоялось открытие Юбилейной выставки «Пластика линии» известного скульптора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Дамира Рузыбаева.
Как сказал Али Хамраев, эту выставку можно смело назвать Ковидным периодом творчества мастера, ибо большинство работ представленных на вернисаже были созданы в период карантина и Пандемии KV-19.
На выставке представлено 2 .живописных, 7 скульптурных, 75 графических произведений художника.
Дамир Рузибаев любит сам излагать концепцию своих работ, сегодняшний вернисаж не исключение. Выкладываю текст без сокращений, дабы не потерять нить повествования.
Однажды мое внимание привлекли хранящиеся в фондах государственного музея искусств Узбекистана так называемые дафтарчики небольшие тетради-раскладушки, учебные пособия XIV XVI веков, предназначенные для обучения традиционного орнамента, со всеми этапами его построения «от Л до Я». Именно эти, только намеченные, незавершенные гирихи оказались особенно интересными. Они предстали для меня графикой абсолютно современного звучания. Я отрыл для себя новый изумительный мир гириха и ислими. Например, на одном из начальных листочков начерчены две изогнутые линии, точно найденные в пропорциях и замечательно скомпонованные. Эта выразительность в простоте произвела на меня впечатление. Глядя на них, я вспоминал работы Малевича и Поповой. Удивительно, что идеи абстрактного искусства присутствовали, хоть и не осознанно, у нас еще в средние века. Но на самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь мусульманский архитектурный орнамент — это и есть абстрактное искусство. И в иных местах, как купол Тюрабек-ханум или мозаики Шахи-Зинда это — искусство высочайшего уровня.
Глядя на дафтарчики, мне захотелось попробовать себя в новой манере, отталкиваясь от гириха, что в переводе с фарси означает «узлы». Поначалу это были черные линии на белом фоне, пересекающиеся на узлах. Надо было освоить эту манеру. Впоследствии стал появляться цвет.
Как известно, древняя скульптура была цветной, но цвет, к сожалению, у большинства скульптур не сохранился. Мне очень повезло участвовать, в УзНЭСК под руководством Г.А.Пугаченковой в раскопках Халчаянских цветных скульптур, и это не могло не повлиять на меня, как на скульптура. Это было не только работой для меня, но и прекрасной школой. У меня и теперь перед глазами выразительные и характерные портреты различных типов, в которых я узнавал и наших современников. Так, один из них был похож’ на моего брата, а в другом я узнавал керамиста Абрамова. Выла и еще одна особенность у Халчаянских скульптур. Головы на фигурах были не симметричны, а смещены в ту или другую сторону. Этот прием был рассчитан на определенную точку зрения. Жаль, конечно, что яркость красок при вскрытии приглушалась. Но сохранялось самое главное органичное соединение формы и цвета.
Из современных скульпторов в этом плане для меня интересен был Марино Марини, умело применявший в некоторых скульптурах цвет. Ну и детская раскрашенная скульптура меня вдохновляла.
Я нахожу радость и удовлетворение на этом новом для меня пути. Здесь так же, как и в традиционном орнаменте, я вилку безграничные возможности художественных решений. Но в отличие от орнамента, я свои линии пускаю по другому пути, импровизируя и компонуя их свободно. В большинстве своем это эскизы скульптур, созданные языком гирихи. А поскольку это выполнено на бумаге цветными карандашами и пастелью, это имеет отношение к графике и к живописи. В этих работах характерна естественная недосказанность, вытекающая из характера и стиля изображения, и рассчитанная на активное восприятие зрителя, способного домыслить.
Это характерно и для разговорного жанра, когда не обязательно всё разжёвывать. Например, для острослов «аския» это типично. На этом все построено. Ведь в узбекском языке и не только в нем одно слово или выражение иной раз имеет много значений.
Дамир Рузыбаев
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.