Наследие Рахим Ахмедова или всё остаётся людям *** Heritage of Rahim Akhmedov or all of the people remainsHeritage of Rahim Akhmedov or all of the people remains

Rakhim Akhmedov

Фонд Форум культуры и искусства Узбекистана

Ассоциация художников, искусствоведов и народных мастеров «IJOD»

Галерея изобразительного искусства.

представляют

Юбилейную  выставку произведений

Рахима  Ахмедова

Self-Portrait in a sports suitRakhim Akhmedov

В галерее изобразительного искусства НБУ  2 декабря 2011г. открылась выставка, посвящённая 90-летию корифея узбекской живописи Рахима Ахмедова. На открытие пришло много поклонников таланта Рахима Ахмедова. Как сказал один из выступающих то, что сегодня пришло столько много народу «виновен» сам Рахим Ахмедов.  Он как бы позвал всех для того, чтобы вновь увидеть всех, кого он, когда-то, запечатлел на холстах.

GNBU and Rahim Akhmedov 90 years

Не буду перечислять все звания и награды Рахима Ахмедова, информацию о них можно найти в любом поисковике, но скажу только, что данная выставка,  не только дань уважения Рахиму Ахмедовичу, но и стремление организаторов показать то огромное наследие, которое оставил после себя Рахим Ахмедов.

В 12 залах галереи представлено более 200 картин: портреты,  пейзажи, натюрморты, много этюдов, эскизов, карандашных набросков, свидетельствующих о беспрестанной работе великого узбекского художника и представляющие  полувековую ретроспективу его произведений.

Рахим Ахмедов получил прекрасное образование сначала у П.П.Бенькова, А.Волкова, Н.Карахана, Б.Хандами в художественном училище, затем, после 1945-го года, осваивал  принципы реалистической школы  в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Ленинград). Но с самого начала художник  сохранял внутреннюю независимость, шел своим путем в постижении мастерства.

Портреты, написанные в реалистической манере полны психологизма, исполнены внутренней силы, значительности.

Portrait of an old farmer. 1956. GMI.Portrait of an old man. 1956.

Portrait of A.Tashtemirov. 1956. GAMRahim Akhmedov. Portrait of a Woman. 1962

Восхищают юные, светящиеся озорным лукавством лики детских портретов.  Они правдивы и без украс.

Shepherdess. 1956. GMI.The sisters. 1958. GMI.Shepherd . 1952. GAM

И, наконец, один из шедевров мастера —  портрет-картина «Материнское раздумье» (1956). Все они написаны еще совсем молодым художником на пленэре,  в непосредственном общении с натурой.

Mother thought. 1956

Особая группа работ — портреты творческой интеллигенции М.Бабаева, А. Умурзакова ( 1956-57гг) Ш.Аббасов, Т.Ханум,  М.Калантарова, Х.Рахманова, Ч.Ахмарова, написанные мастером (1966).  Так интересно видеть живыми людей,  которых Р.Ахмедов запечатлел на холстах в далёкие 60 — 80-е годы прошлого столетия.  Например, известный  по фильмам:  » Об этом говорит вся махалля», «Ты не Сирота», «Ташкент, город хлебный»  кинорежиссёр Шухрат Аббасов.

Portrait of M. Babaev. 1956. Museum of Literature. Navoi RUz.Portrait of a folk musician A. Umurzakov. 1957. GMI.

Portrait of Chingis Akhmarov. 1950. family propertyPortrait of Tamara Khanum. 1985. WAEh AAUz.

Portrait of a People's Artist of Uzbekistan Tansykbaev Urals. 1972. GMI.Portrait of the Artist E. Kalantarova. 1976. GAM.

Rahim Akhmedov. Portrait of the artist Hakim Rakhmanov. 1985Portrait of a director's a movie S. Abbasov. 1986.DAEh AAUz

 

Одно из центральных мест в экспозиции занимает изумительная по поэтическому мироощущению, редкостной душевной гармонии картина «Утро. Материнство».  В своё время, полотно «Утро. Материнство» вызвало  дискуссию   в Фергане среди художников. Искусствовед Александр Куприн, рассматривая полотно, вдруг отметил, что-то странное в композиции. Когда художники стали обсуждать его высказывание, то Александр сказал, что в узбекских семьях не было принято на курпачи (узбекские одеяла-матрасы) стелить простыни. Возможно, это уже было влияние современности на устоявшийся быт.

Morning. Maternity. 1962

Интересны полотна с пейзажами в, которых мастер находит возможность отдохнуть душой.

In the yard. 1966.The landscape. Shakhimardan. 1990. The family property.The landscape. Moonlit night. 2007. family property

Winter landscape. 1975. DAE AAUz.Winter landscape. 1978. GAM.Winter. Aktas. 2001. The family property.

Впервые  полно и разнообразно представлено графическое наследие мастера. В нем раскрывается неизвестная сторона его творчества.

 Moonlit night. 1975. DAE AAUz.Early  spring. Foothills. 1979. family propertyAutumn in Aktas. The 1970s. family property

Self-Portrait in a sweater. 1969. The family property.Portrait of a girl in a yellow dress. 1981. family propertyFigure _  Khalida. 1966. family property

Portrait of a man with glasses. 1964. family propertyFigure _ in the hospital. 1991. family propertyHasan's lessons. 1965. family property

У  Рахим Ахмедова  были ученики, которые по сей день помнят его добрым словом. Одной из его учениц была Елена Докторова, ныне Елена Бонд. Вот её коментарий на мой пост о Рахим Ахмедове  Рахим Ахмедов или КОРИФЕЙ УЗБЕКСКОЙ ЖИВОПИСИ:

elena bond(doktorova):

23 Июль 2011 в 07:18

Мой дорогой, замечательный педагог и настоящий мастер, благодаря которому я стала художником. С теплотой вспоминаю уроки Рахима Ахмедовича, училась у него в мастерской в ТГТХИ с1986 по 1990. Мои картины продаются с успехом в галереях Америки и Европы, с гордостью говорю что в каждой из них часть его таланта , который он передал мне, спасибо Рахим Ахмедович что вы есть, с уважением ваша ученица Елена Бонд(Докторова).

Miami, Florida, USA

Одна черта Рахим Ахмедова, отмечаемая многими художниками, которые его знали, общались, дружили с ним. Он был вспыльчив и прямолинеен, но если он в пылу спора говорил  человеку неприятные слова, то мог позже извиниться перед обиженным им человеком.

И ещё один штрих к облику Рахима Ахмедова. Его дочь, Нигора Ахмедова рассказывала, что он, её отец с охотой продавал картины нашим, местным собирателям. Он хотел, что бы больше полотен осталось здесь, в Узбекистане, что бы всё осталось людям, живущим в Узбекистане.

Выставка продлится до 15 января 2012 года.

 

 

 

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *