Рахим Ахмедов или КОРИФЕЙ УЗБЕКСКОЙ ЖИВОПИСИ *** Rahim Akhmedov or CORYPHAEUS of Uzbek painting
Давно хотелось рассказать об известном Узбекском художнике Рахиме Ахмедове. Лично с ним я не был знаком, но знаком с его дочерью, Нигорой Ахмедовой доктором искусствоведения, человеком не ординарным. Одно то, что она на протяжении многих лет является куратором выставок актуального и концептуального искусств в Узбекистане, говорит о многом. Но речь сегодня о Рахиме Ахмедове.
Поиски материала о Рахиме Ахмедове привели меня на страницы альманаха о Ташкенте mytashkent.uz. Ни кто так хорошо не расскажет о художнике, как его друзья и близкие знакомые. Одним из таких близких друзей был Рустам Шагаев, с которым мне довелось познакомиться на пресс-турах, организованных АХУз для onlin журналистов и при поездке в Самарканд, Шахрисабс, Лангар.
С дозволения Евгения Скляревского, ведущего mytashkent.uz я публикую одну из 3-х статей Рустама Шагаева о Рахиме Ахмедове, в конце, лишь, добавлю ряд полотен, созданных мастером в разные годы.
КОРИФЕЙ УЗБЕКСКОЙ ЖИВОПИСИ
Зарисовка, опубликованная в газете «Правда Востока» 26 декабря 2006 г.
ТВОРЕНИЕ РАХИМА АХМЕДОВА
Ровно полвека назад художник Рахим Ахмедов создал одну из лучших своих работ – портрет «Материнское раздумье». В образ этой женщины он вложил всю любовь к своей рано ушедшей из жизни матери. Полная светлой печали картина сразу обрела всенародное признание и сегодня глубоко волнует людей.
Этюд
В далеком 1956 году он только вернулся после учебы из Петербурга. С головой окунулся в работу, много ездил, пробовал себя в самых разных жанрах. Стремительно, словно метеорит ворвался в художественную жизнь страны.
Художник с дочерью Нигорой
Годы учебы запомнились как самые счастливые, хотя часто бывало, что замерзал от студеного ветра с Невы. Тогда согревал лежавший в кармане студенческий билет, легко открывавший двери всех музеев города. Он получил блестящее художественное образование, но все эти годы душой был дома. В краю, где смуглые люди и певучий говор, синие горы, быстрые реки и щедрые сады, а еще – жаркое солнце, согревающее триста дней в году…
В мастерской за работой
Тогда же началась и педагогическая деятельность Рахима Ахмедова. Слова «пиши, как чувствуешь», ставшие девизом жизни, он часто повторял ученикам.
И сегодня, в свои восемьдесят пять, художник полон энергии, активно творит, остается одним из самых ярких светил узбекской живописи.
Акташ
В его просторной мастерской, расположенной на десятом этаже, разбит настоящий зимний сад. Вдоль больших окон – сплошь живые растения. А рядом с мольбертом – велотренажер. Удобно: отложил на пять минут кисти и размялся.
Чествование в Галерее НБУ
Художник вновь и вновь возвращается к образу матери. Эта тема вдохновляла его всегда, была музой жизни. Вот и сейчас, через полвека, на мольберте стоит авторское повторение «Раздумья». Даже недописанный холст смотрится законченным произведением.
Вот что значит кисть мастера!
Старая женщина в тени дерева, позади уютный дворик и белая мазанка. Сюжет картины незамысловат и лаконичен, но в глазах матери столько грусти, так мастерски выписаны натруженные руки и краски природы, что от портрета трудно оторвать глаза.
На выставке Омона Акилбаева.
Палитра Мастера.
После «Материнского раздумья» Рахим Ахмедов стал знаменитым, получил много наград и званий, но в душе остался художником, с сыновней нежностью воспевающим Родину!
Рустам Шагаев, корр. УзА. По долгу памяти
Несколько полотен мастера, включённых в Анталогию живописи Узбекистана, вышедшую в 2010 году в в издательстве журнала «Санъат» («Искусство»):
Советую прочесть дальнейшие воспоминания Рустама Шагева о Рахиме Ахмедове, опубликованные на сайте mytashkent.uz Часть 2-я и Часть -3-я.
Ахмедов Рахим (р. 26.7.1921, Ташкент), советский живописец, народный художник Узбекской ССР (1962). Член КПСС с 1967. С 1965 председатель Правления Союза художников Узбекской ССР. Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1947—53). Пишет преимущественно жанровые портреты, стремясь раскрыть внутренний мир человека, черты национального характера. Среди произведений: «Пастушок» (1951), портрет колхозного звеньевого А. Таштемирова и «Материнское раздумье» (оба — 1956, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), «Женщина из Сурхан-Дарьи» (1963), портреты художников Л. Салимджановой и Б. Бабаева (оба — 1966; все три — Дирекция выставок Министерства культуры Узбекской ССР). Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1967) за серию портретов современников. Награжден орденом «Знак Почёта».
Лит.: Зименко В., Рахим Ахмедов, «Искусство», 1969, № 4.
Мой дорогой, замечательный педагог и настоящий мастер, благодаря которому я стала художником. С теплотой вспоминаю уроки Рахима Ахмедовича, училась у него в мастерской в ТГТХИ с1986 по 1990. Мои картины продаются с успехом в галереях Америки и Европы, с гордостью говорю что в каждои из них часть его таланта , который он передал мне, спасибо Рахим Ахмедович что вы есть, с уважением ваша ученица Елена Бонд(Докторова).
Miami, Florida, USA