Хорезмская Академия Мамуна (Khorezm Ma’mun Academy)
В 2006году издательством «Шарк» был выпущен альбом «Хорезмская Академия Мамуна». Закономерно возникает вопрос – причём тут Альбом об Хорезмской Академии и изобразительное искусство? Возможно, я не стал бы выкладывать этот пост, если бы не одно обстоятельство. Это то, что речь идёт о регионе Узбекистана, который имеет более чем 2500 летнюю историю, и был одним из культурных и научных центров Древней Средней Азии. Ко всему прочему Альбом щедро снабжён великолепными фотографиями древних городищ и памятников средневековья, фотографиями древнейших фресок городища Топрак-кала, о которых я уже писал в посте «Цивилизация древнего Хорезма».
В альбоме так же представлены биографии учённых Хорезмской Академии Мамуна. Представляю краткое изложение зарождения Хорезмской Академии Мамуна и выкладываю фотографии, к сожалению не имеющих указания авторства.
Всоответствии с традициями исламского периода, ученые-улама и образованные люди, как правило, сосредотачивались во дворцах падишахов и султанов. Эту традицию возглавил халиф ал-Маъмун (813-833). Еще находясь в начале IX в. в Мерве в должности наместника восточных земель халифа, он в свое окружение стал привлекать ученых из Хорасана, Мавераннахра и Хорезма. В их числе были имена, ставшие впоследствии весьма известными в исторической науке: Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ахмад ал-Марвази, Халид ал-Марварруди, Абу-л-Аббас ал-Жавхари, Ибн Турк ал-Хуттали, Санад ибн Али и др. В 819 г. халиф ал-Маъмун увез всех ученых, окружавших его, в столицу Багдад и там же заложил основу научного учреждения под названием «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»). Данное учреждение просуществовало около 200 лет, обретя в истории известную славу.
Хорезмшахи также в известной мере следовали этой традиции. Например, известно, что в период правления хорезмшаха-афригийца Абу Абдаллаха Мухаммада в шахском дворце города Кят служили Абу Наср и Абу Райхан Беруни, и последний даже был его советником. Очевидно именно по этой причине после смены династии хорезмшахов Беруни был вынужден временно покинуть Хорезм. После восшествия на престол Абу-л-Хасана Али ибн Маъмуна (997-1009) обстановка поменялась. Хорезм-шах Маъмун, имея большую склонность к наукам, пригласил в свой дворец ученых и создал для их научной деятельности все необходимые условия. В 1004 г. Беруни вновь возвратился к себе на родину и стал руководителем собравшихся ученых. В их числе были, в частности, Абу Наср ибн Ирак, Абу Сахл ал-Масихи, Абу-л-Хайр ал-Хаммар, Абу Али ибн Сина и др. Наиболее плодотворный период деятельности данного научного учреждения в Гургандже был связан с периодом правления хорезмшаха Абу-л-Аббаса Маъмуна ибн Маъмуна (1009-1017).
Хотя Академия Маъмуна и просуществовала недолго, т. е. до 1017 г., однако здесь достигли высокого уровня такие мировые науки, как математика, химия, геодезия, минералогия, медицина, фармакология, история, языкознание, литература, философия, логика и др. Так, в результате неустанных наблюдений в астрономические таблицы, созданные известными учеными, вносились исправления, проводились работы по изготовлению астрономических приспособлений, вычислению координат и расстояний между звездами и т.д. Диагностические свойства веществ, т. с. выявление их сопоставимости, что до сих пор представляется важным в геологии, минералогии, физике и химии, впервые были открыты Беруни в Хорезме…
Выкладываю некоторые фотографии из данного альбома в галерее.
Уникальная цивилизация, это хорошо понимаешь, попав в Ичан-калу, спасибо за информацию.
Маловато информации, хотелось бы поподробнее о столь великом явлении как академия Мамуна
Уважаемая(ый) Анжи! Моей задачей было оповещение о том, что вышел такой Албом, в котором рассказано и показано о таком явлении в сердние века, как «Академия Мамуна». Показывать его полностью в art-blog.uz нет возможности, да и тематика блога несколько иная, чем более обширная деятельность «Академии Мамуна».