Цивилизация древнего Хорезма (Civilization of ancient Khorezm)
Сегодня мне хочется рассказать о культуре самой древней ныне народности, проживающей на территории Узбекистана — Хорезмийцев, история которой уходит в глубь веков. Древнее прошлое Хорезма погребено под толщи песков Каракумов, хранящие в себе тайны и разгадки, которые достаются тем, кто своим кропотливым трудом открывают всё новые свидетельства некогда величественной цивилизации, лежавшей в верховьях Амударьи (Окса), цивилизации древнего Хорезма.
Формирование хорезмийского государства относится к VII -VI В. до н.э. Едва ли не первое упоминание о Хорезме как стране встречается в Михр-:Авесты, о нем упоминание в Бехистунской надписи Дария I, составленной в 520 г. д.н.э. Известно, что хорезмийцы участвовали в греко-персидской войне на стороне персов, работали на строительстве Персеполя и в верфях Мемфиса.
Во время раскопок : археологов на острове Элефантина в Египте в 1907-1908 гг. было обнаружено около 100 папирусов, происходивших из военной колонии. Среди них — любопытный документ, датированный 464 г. до н.э., в котором излагается тяжба к иудею Махсею от лица Даргамана, сына Харшина, хорезмийца из отряда Артабана, служившего в гарнизоне в Элефантине.
Уникальные природные условия региона позволили сохраниться многочисленным и разнообразным археологическим памятникам. Достаточно оглянуться с вершины какого-нибудь холма, чтобы увидеть руины крепостей, городских стен, ворот, башен. С помощью аэрофотосъемки даже под слоем песка удается обнаружить русла древних ирригационных сооружений и поля, которые они орошали.
Хорезм — это настоящий Клондайк для археологов, где таится множество загадок. Одним из самых удивительных, ярких и загадочных древних городов Хорезма является городище Топрак-кала,на равнине, на границе пустыни Кызылкум и орошаемой зоны, в 4-5 км южнее отрогов Султан Уиздага. Некогда эта равнина орошалась древним каналом Гавхорэ длиной 70 км. Развалины этого города были открыты экспедицией под управлением С.П. Толстова в 1938 г. Исследования показали, что Топрак-Кала была возведена по единому плану во II в. н.э. и просуществовала до IV -VI вв.
Город представлял собой обширный правильный прямоугольник размером 500×350 м, вытянутый с севера на юг. Территория города была охвачена крепостными стенами с квадратными башнями, возведенными через каждые 10-12 м. Угловые башни являлись своеобразными бастионами, охватывая угол с двух сторон. Внутри стен проходили двухэтажные оборонительные галереи.
Нижняя галерея служила для скрытого перемещения и отдыха воинов, а верхняя была боевой. Отсюда через стреловидные бойницы велась оборона города. Высота стен была более 14 м. Для большего фортификационного эффекта предстенная территория превращалась в глубокие «карманы-ловушки» с плотным фланговым обстрелом. Достигалось это за счет выноса башен на расстояние почти 9 м от стены.
Причём башни не были сложены в перевязку с телом крепостной стены. Технический приём должен был обеспечить самостоятельную осадку стен и башен, способствуя тем самым сохранности тех и других. Кстати, этот приём был хорошо известен в античном мире. Применение его настоятельно рекомендуется Витрувием (I в. до н.э.) при возведении крепостей. Примечательно, что этот метод был известен и использовался хорезмийскими мастерами.
Характерным явлением тогдашней военной мысли было сооружение рвов перед крепостными стенами в качестве дополнительной преграды. Ров Топрак-калы окружал городские стены со всех сторон и был устроен на расстоянии 15 м. от стен. Ширина его составляла 16 м., а глубина достигала 3 м.
Единственный вход в город располагался в центре южного фаса. Поскольку обычно городские ворота считались самым слабым, уязвимым местом в обороне, то строители Топрак-калы выделили вход в особое укрепление с проходом в виде коленчатого лабиринта.
Своеобразна и внутренняя застройка города. Центральная уличная магистраль, проложенная с севера на юг к городским воротам, рассекала город надвое, а поперечная сетка улиц делила городскую застройку на 10 кварталов, один из них был храмовым, остальные — жилыми. В каждом квартале, как выяснилось, насчитывалось примерно 150-200 жилых и хозяйственных помещений, которые составляли от трёх до шести домовладений. Бесспорно, такие кварталы отличались от привычных нам кварталов, как части городской застройки, охваченной улицами.
На Топрак-кале границы квартала проходили сзади обращенных на разные стороны улицы домов. Окруженные глухими стенами дома массивы имели индивидуальные выходы на внутриквартальную улицу. Каждый квартал имел свои небольшие святилища. Были выявлены следы ремесленного производства (остатки бронзолитейного цеха, мастерская по изготовлению луков и т.д.) Число жителей Топрак-калы составляло примерно 2,5 тысячи взрослых человек. Причём большая их часть была занята в охране и обслуживании дворцов.
Наиболее интересные сооружения Топрак-калы располагались в ее северной части, которая занимала почти треть городской территории. Северовосточный угол был отведен под базар или городскую площадь. Северо-западный угол занимала цитадель, которая представляла собой укрепленный по сути «заповедный» город площадью 3,2 га. В его северо-западной части на высокой платформе возвышался дворец. В пределах цитадели у подножия платформы высокого дворца археологами был обнаружен храм огня.Даже сейчас грандиозный дворец могучей громадой возвышается над городской территорией. Он таит в себе множество загадок.
Fan va turmush № 1-3 / 2006г. www.fvat.uzsci.net
Особое положение в древней истории Средней Азии занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна еще в IV в. до н. э. отделилась от Ахеменидского государства, и хорезмийский царь Фарасман в 329—328 гг. до н. э. явился к Александру Македонскому для переговоров. Уже тогда в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно, во время продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм подпадает под власть кочевых племен. Интересно, что, когда в I в. н. э. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено изображение правителя на коне.
Типичным городским центром древнего Хорезма является городище Топрак-Кала.
«Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина
Дворец правителей Хорезма Топрак-кала (III в.) сохранил остатки живописи и скульптуры, украшавших стены его многочисленных парадных зал. Росписи Топрак-калы характеризует многообразие сюжетов и своеобразие стиля.
Живопись выполнена на толстом слое белой ганчевой обмазки, нанесенной на глиняной штукатурке минеральными красками, растертыми на растительном клее, по-видимому, в приеме альсекко (т. е. по сухой, а не увлажненной основе). Окраска осуществлена то ровно нанесенным слоем, то сильным мазком, моделирующим детали изображений, черной краской, которой живописец очерчивал основные контуры. Красочная палитра очень обширна — она варьируется и в цветах и в оттенках: черный и белый, синий и голубой, розовый, ярко-красный и бордо, лимонно-желтый и оранжевый, бледно- и густо-зеленый, коричневый, фиолетовый; все это — в разнообразных нюансах тонов, но с преобладанием ярких, насыщенных раскрасок.
Наиболее значительное место принадлежит сюжетным изображениям, исключительно разнообразным по содержанию.Среди тематических композиций характерна представленная в арочной нише сидящая в торжественных позах чета — мужчина и женщина. Сюжет этот в бесчисленных репликах будет повторяться на восточной средневековой керамике,- на металле XI— XII веков, в миниатюрах XIV—XVII столетий, но основа его, как видим, уходит в глубины местной античности.
В росписи зала, входившего в северный дворик дворца, на фоне пышного орнамента, составленного системой пересекающихся полос и сердечек, были размещены фигуры музыкантов . Сохранилось изображение арфистки с округлым лицом и полной обнаженной рукой в браслетах, пальцы которой перебирают струны прижатой к груди крупной арфы; фигура выступает из кущи акантов. . Хорезмской арфистке присуща женственная округлость форм и несколько манерная грация жеста; расположение полуфигуры в куще акантов придает особую декоративность композиции. По-видимому, в Топрак-кале, как и в Бишаиурском дворце, в основе росписи лежит дворцово-пиршественный, а не религиозно-буддийский сюжет.
Так называемая Комната червонных дам получила у археологов свое наименование благодаря остаткам женских фигур, показанных среди красных сердечек, заполняющих фон. Четко очерченный профиль с прямой линией носа, сильным подбородком и удлиненным очерком глаз под прямыми бровями; фигурные тяжелые серьги и ожерелья; косы, ниспадающие на спину из-под закрученного надо лбом головного убора; платья из богато орнаментированной ткани — все эти детали передают глубоко своеобразный облик хорезмиек. Что касается самой изобразительной манеры, то и в ней оригинальность художественной интерпретации несомненна. Особую выразительность придает «червонным дамам» усложненность позы: трехчетвертная или фронтальная позиция тела при профильном положении головы, сложный жест руки, придерживающей в одном случае шнур, в другом —сосуд.
Видную роль в художественном оформлении Топрак-калы играла скульптура. Материалом ее служила по преимуществу глина, изредка — ганч. Важно подчеркнуть, как коренную черту, принципиальную связь скульптуры с архитектурой — будь то объемная статуя или горельеф. Необходимо также отметить и органическую связь ее с живописью, с полихромией, с цветом; скульптура раскрашена по белой подгрунтовке в разнообразные цвета, с передачей орнаментов тканей, вышивок, ювелирных украшений; статуи нередко размещены на орнаментальном фоне ниш.
Очень впечатляющи сохранившиеся женские головы — одна из них была условно названа археологами «Красной головой», вторая — «Супругой Вазамара». Особенно выразительна «Красная голова». Зрачки и веки больших продолговатых глаз разрисованы темным цветом. Прямой, широкий у основания нос, некрупный спокойный рот. Овал лица удлинен, подбородок тяжеловат. В приеме лепки — известная пластическая обобщенность, которая усиливается также ровным, без нюансов, красноватым цветом. А между тем внимательный, несколько вкось направленный взгляд и какая-то мужественная энергичность лица придают ему и выразительность и жизненную достоверность.
В пору заката хорезмской античности искусство ваянии порождает здесь особый цикл погребальной скульптуры на оссуариях. Специфический для среднеазиатского маздеизма обычай сохранять кости усопшего в терракотовых гробиках приводит к парадно-декоративной обработке последних в тех случаях, когда заказчиком является знатная фамилия, сохраняющая в семейных наусах останки целых поколений.
Среди различных типов хорезмских оссуариев — ящичной, боченкообразной формы и др.—особо выделяется несколько экземпляров из Кой-Крылган-калы, украшенных изображениями человеческих фигур обобщенно-типизированного стиля. Таков образ мужчины, несколько менее натуральной величины, показанного сидящим со скрещенными по-восточному ногами .
Крайняя обобщенность скульптурной манеры, которую отличает лаконизм изобразительных средств, недифференцированность пластической лепки, строгая фронтальность и оцепенелость позы — все это придает оссуарным изваяниям из Кой-Крылган-калы несколько абстрактный характер. Образ не передает индивидуальных особенностей, темперамента, внутренней сущности изображаемого персонажа, он предельно типизирован, внушая идею вневременной сущности погребального изваяния.
«История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство»
1965г.
Имиджи взяты из журнала «Fan va turmush» № 1- 3 / 2006г., из «История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство» 1965г., а так же из «Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина «Мысль» 1989г.
О последних находках предметов искусства древнего Хорезма читайте по следующим ссылкам:
http://sydney.edu.au/arts/uscap/uzbekistan/wall_paintings/index.shtml
http://sydney.edu.au/arts/uscap/uzbekistan/wall_paintings/portraits.shtml
Шамиль, спасибо за ссылки. Было очень интересно узнать, что ведутся раскопки на городище Kazakl’i-yatkan и о находках Австралийской экспедиции.
Памятник называется Казаклы-Яткан-кала. Второе название, растиражированное в СМИ, Акшахан-кала (Акчахон-кала). С 1995 г. здесь проводит исследования Каракалпакско-Австралийская археологическая экспедиция. Сейчас сайт Каракалпакского отделения АН РУз. временно не работает, как заработает скину ссылки на этот ресурс.
Огромное спасибо. Замечательная статья.