Паоло Веронезе и второе обретение его картины «Оплакивание Христа» в ГМИУз
В Государственном музее искусств Узбекистана 27.11.2012 г. прошло публичное оглашение сенсационного результата, выданного реставратором музея Дильшодом Азизовым, доказавшим, что «Оплакивание Христа» неизвестного художника принадлежит кисти известного мастера эпохи позднего Возрождения Паоло Веронезе (1528-1588).
Более века в Ташкенте находилась знаменитая картина «Оплакивание Христа» кисти Паоло Веронезе. Согласно данным, приводящимся в дневнике Великого князя из дома Романовых Николая Константиновича, полотно было приобретено во время поездки по Италии в 1871-72 годах. В 1880-х в числе других ценностей его коллекции картина была доставлена в Туркестан. В 1917 году он завещал данное полотно в «пожизненное владение… полную собственность Ташкентского Университета». В 1920 году данная картина и вся коллекция дома Романовых были помещены в Центральный художественный музей, правопреемником которого и является ныне Государственный музей искусств Узбекистана.
В презентации о процессе установления подлинности картины художник-реставратор Дильшод Азизов рассказал, как в течение двух лет велись сначала реставрационные, а позже научно-исследовательские работы над полотном, которое официально объявлено принадлежащим кисти Паоло Веронезе.
В течении 2-х лет картина подвергалась всевозможным излучениям и анализам. Крайне требовательно отнеслись к манере письма — сравнительный анализ архитектоники (выстраивание композиций в других работах Веронезе), сравнивая с подлинниками Эрмитажа и других музеев мира, работами его учеников и последователями Веронезе. Изучение под ультрафиолетовыми, инфракрасными и рентгеновскими лучами, анализ состава грунта и краски, а также состава и структуры самого холста.
У Дильшода Азизова высокопрофессиональная реставрационная школа, полученная в Российской Академии художеств, в Эрмитаже. Так, что сомневаться в его профессионализме не приходится.
Помимо целого ряда убедительным свидетельств подлинности полотна, одним из наиболее значимых аргументов, по мнению Азизова, являются выявленные в процессе лабораторного изучения авторские поправки, вносимые по мере его написания. Автор, создающий картину, чаще всего перерисовывает и меняет какие-то из ее деталей, когда же делается копия, в таких поправках нет нужды, отметил он.
Картина «Оплакивание Христа» представляет собой холст, писанный маслом. Размер — 98 х 118 см. По данным экспертизы картина подвергалась обрезке и трижды в разное время была реставрирована.
В ближайшее время полотно ожидает еще целый ряд научных реставрационных работ, после чего она займет свое место в одном из залов Государственного музея искусств Узбекистана рядом с другим полотном Паоло Веронезе «Нахождение Моисея».
Фотографии автора и членов творческого объединения блоггеров «Лангар».
Полный и убедительный отчет, прекрасно проиллюстрированный, спасибо, Умар. Но фото Р.Шагаева, к сожалению, не передает подлинных красок картины, хотя обычно у него фотоснимки безупречны.