Древнее искусство в горах Узбекистана — Наскальные рисунки от мезолита до позднего средневековья

Давно хотел написать пост о петроглифах Узбекистана. Но интенсивная  культурная жизнь Ташкента и хроническая нехватка времени постоянно отодвигали этот пост на второй план. Воспользовавшись новогодним затишьем осуществляю задуманное.

Петроглифы — наскальные изображения, высеченные на камне. Они бывают ритуального, мемориального, знакового характера. Традиционно петроглифами называют все изображения, вырезанные на камне с древнейших времён до средневековья. Значимость петроглифов в изучении материальной и духовной культуре древних людей огромна. Порой, только петроглифы могут дать оценку той или иной культуре древности, показать быт древних людей, их представления о верованиях и мире.

Сегодня ученые находят петроглифы по всему миру. Они встречаются в Центральной Азии, в России (Карелия), в Монголии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры фон-де-Гом, Монтеспан), в Италии, Англии, Германии. Даже в пустыне Сахара среди бескрайних песков были открыты гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер.

Петроглифы Карелии (Россия)

Петроглифы Альтамира (Испания)

Петроглифы пещеры Фон-де-Гом (Франция).

Петроглифы горного плато Тассилин-Аджер.

***

В Узбекистане также обнаружено более 150 памятников с наскальными изображениями в хронологических рамках истории Узбекистана от мезолита до позднего средневековья. Большинство из этих памятников сосредоточены в районе Ташкентского оазиса, Ферганской долины, Западного Тянь-Шаня. В большом количестве петроглифы встречаются в горных районах Узбекистана. Они обнаружены в Южном Чаткале, Бельдерсае, а также по берегам Чаткала, Угама, Пскема, в верховьях рек Каракия-сая, в Ходжикенте, в Нуратинских горах.

Недалеко от Ташкента, в окрестностях зон отдыха Чимган и Бельдерсай, находится памятник доисторической эпохи – Бельдерсайские петроглифы. В некоторых источниках они упоминаются, как Кумбельские петроглифы.  Эта наскальная живопись, расположенная на высоте 2450 метров, является одним из многих свидетельств культуры и быта древнего человека, жившего на территории Узбекистана и соседних государств.

Бельдерсайские петроглифы находятся относительно недалеко от современной «цивилизации» — всего в 8 километрах от зоны отдыха Бельдерсай. Однако петроглифы, расположенные в 4 километрах от базового лагеря, и имеющие разницу высоты с ним в 850-900 метров, практически не исследованы, либо материалы по ним до сих пор неизвестны миру. Большим вопросом остается возраст наскальной живописи на гребне Бельдерсайского склона. Большая высота, многолетнее воздействие солнца летом и снега зимой, значительно затрудняют определение их возраста. Предположительно, возраст наскальных рисунков варьируется от 6 до 10 тысяч лет, и принадлежит к эпохе неолита. Определенно, Бельдерсайские петроглифы нуждаются в изучении и сохранении, так же как и другие памятники доисторического периода.

***

Одним из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармыш-сай, расположенное на южном склоне Каратау, в 30-40 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау —  один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зарафшанская долина. Природа Сармыш-сая отличается многообразием, здесь  растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Ученые-археологи на сегодняшний день выявили 15 групп петроглифов разбросанных по территории Сармышсая, которые принадлежат к различным периодам древней и средневековой истории народов Средней Азии.

Размер территории сармышсайской «галереи» поистине огромен – 20 квадратных км. на которых сохранился культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.
На сегодняшний день в  Сармыш-сае найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.  Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места.

Петроглифы Сармыш-сая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармыш-сае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.
Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II) тыс. до н.э.  являются самыми древними изображениями на территории Сармыш-сая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове. По величине рисунки разнообразные от 30-40 см. до 70-80 см.  Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер.

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а так же всадников и сцен охоты. В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные. Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь так же встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер: в них уже нет такой точности и изящества в исполнении.

www.sarmish.sarkor.uz

На Южном склоне Каржантау расположено ущелье Каракиясай, по дну которого протекает ручей, впадающий в реку Чирчик. Высокие скальные склоны ущелья представляют собой громадный каньон, глубина которого достигает 50 м. Но не только природные красоты будут интересны путешественникам. По обе стороны ущелья на древних скалах выбиты наскальные изображения – петроглифы.

Большая часть рисунков расположена на левом берегу речки в 20-25 км. к северу от города Газалкента. Петроглифы Каракиясая расположены на отдельных камнях и глыбах. Всего было найдено 90 камней, на которых оказалось 1015 отдельных изображений и сцен. Как и на других памятниках, здесь были найдены рисунки животных: козлы, архары, верблюды, лошади, волки, быки. Кроме животных найдены изображения людей как пеших, так и всадников.

Петроглифы Каракиясая разнообразны. В отличие от других памятников с наскальными изображениями, здесь встречается больше культовых сцен, наиболее ярко и полно представлен животный мир. Более древние петроглифы трудно различимы, некоторые фигуры стерлись. Это показывает, что петроглифы Каракиясая наносились не в одно и то же время, а на протяжении столетий.

Сами фигуры, изображающие животных небольшие — от 5 до 40 см. Причем следует отметить, что более древние рисунки, предположительно сакского периода, отличаются большей утончённостью в работе. Эти рисунки выполнены непревзойденными мастерами древности. В отличие от них более поздние петроглифы выполнены скорее символично, наподобие схем, и, к тому же, они перекрывают петроглифы сакского периода. Петроглифы Каракиясая, изображающие колесницы, относятся ко II — началу I тыс. до н.э. Это самые древние петроглифы, изображенные на скалах в ущелье.

***

В 70 км. от Ташкента находится небольшой селение Ходжикент. Неподалёку на западном склоне Чаткальского хребта, на левом берегу реки Чирчик находится скала с петроглифами, возле которой расположен родник. Это место на протяжении столетий считалось священным. Сюда приходили за помощью, в частности женщины молили о здоровье и детях.

Петроглифы Ходжикента были открыты в 1949-50 гг. Х. Алпысбаевым. В ходе археологического исследования верховьев реки Чирчик он от местных жителей услышал легенду о следах копыт коня халифа Али, оставленных на одном из камней. При детальном исследовании этого феномена стало понятно, что это петроглиф, изображающий рога архара. На тот момент было найдено всего 23 изображения, которые отнесли к I тысячелетию до н.э. Дальнейшие исследования этого памятника были продолжены известным среднеазиатским археологом, крупным специалистом по петроглифам, М.Хужаназаровым. В ходе исследований были открыты новые петроглифы, которые были тщательно изучены и добавлены к уже существующим.

Ходжикентские рисунки выбиты на скале, высотой 12,5 м и длиной 18 м. Все рисунки расположены в нижней части скалы. Из-за климатических условий некоторые рисунки не сохранились.
В Ходжикенте зафиксировано более 90 петроглифов. На некоторых изображены отдельные фигуры: горные козлы, архары, олени, лошади, бык и собака. Также есть несколько изображений людей, которые повторяются несколько раз.

 

Кроме отдельных рисунков есть и композиционные изображения. Например, изображение идущих горных козлов, повторяющееся шесть раз. Также есть петроглифы бегущих архаров и стоящих друг против друга оленей.

Огромный интерес представляют три фигуры женщин. На территории Средней Азии похожие рисунки еще не были найдены. Эти рисунки датируются эпохой  неолита IV-III тысячелетия до н.э. Другая сюжетная линия, относящаяся к сако-скифскому периоду, так называемый «звериный стиль» — это композиция, состоящая из козла и фигуры человека. Предположительно это сцена описывает какое-то жертвоприношение, так как передние ноги козла на рисунке связаны.

Особенностью ходжикентских петроглифов является то, что поверхность многих из них гладкая. Некоторые ученые предполагают, что это произошло вследствие прикосновений паломников к священным камням на протяжении многих столетий, но есть более рациональное объяснение этому феномену. По мнению ученого-археолога М. Хужаназарова, всё дело в технике шлифования петроглифов. Скорее всего, мастера после того, как выбили рисунки на камнях, тщательно их затем отшлифовали, а природные условия (дожди, таяние снега, выветривание) довершили весь процесс.
Петроглифы Ходжикента уникальны и представляют огромный интерес для дальнейшего изучения. Сегодня любой желающий может посетить эти места и увидеть наскальные изображения, оставленные нашими предками.
(по материалам книги М. Хужаназарова «Наскальные изображения Ходжикента и Каракиясая», Самарканд, 1995 г.)

текст и часть фотографий из www.advantour.com

Часть фотографий из forum.alpinism.uz/viewtopic.php?f=11&t=3356

так же от Рустама Жоджиниязова  и из личного моего архива.

О Петроглифах Узбекистана можно ещё почитать и посмотреть здесь www.orient-tracking.com/Petroglif.htm


комментария 3
  • Шахзод:

    Интересный пост. Еще немного информации о петроглиф Бельдерсая и Сармышсая есть на сайте Bookatour.me

  • лилия:

    спасибо за информацию. сколько жила в ташкенте, никогда не была проинформирована наскальными рисунками.

  • kamola:

    помогите мне сколько видов образцов наскального искусства выявлено в узбекистане

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *