Старый город Ташкента обретает новую галерею «КУШТУТ»

Вчера была встреча  Лангарцев  на территории  бывшей квартальной мечети «Шарафбай», что недалеко от базара Чорсу по улице Фаробий. Как нам рассказали, Шарафбай был купцом и в начале 19-го столетия  на свои средства отстроил квартальную мечеть в махалле «Куштут».  До недавнего времени мечеть была заброшена и использовалась, как склад. Но, не так давно, государство взяло её  под свою опеку и передало в ведение министерства по делам культуры и спорта Узбекистана.

 

В настоящее время ведутся реставрационные работы мечети, которую решено сделать художественной галереей  «Куштут» (KUSHTUT).  Сделано много, но предстоит сделать ещё не мало.  Конечно же, не секрет, выделенные средства на реставрацию не позволяют в ускоренном темпе производить реставрационные работы. Одно с уверенностью можно сказать, что мечеть вновь распахнёт свои двери, но уже для поклонников традиционного узбекского искусства и искусства фотографии.

Вот, что говорит по этому поводу Доктор искусствоведения Эльмира Гюль. (текст  с сокращениями).

…Небольшое по размерам, оно являет собой подлинную жемчужину поздне-средневекового зодчества, заметную еще издали благодаря возвышающемуся над одноэтажной застройкой изящному куполу. Гармоничные пропорции, лаконичная, но продуманная структура, удивительные по своей красоте росписи потолка и ганчевый декор стен демонстрируют высокий художественный уровень работы безвестных зодчих, художников и мастеров. Строение имеет типичную планировку: восьмиколонный айван, к которому ведет выложенная среди цветников дорожка, сочетается с квадратным в плане купольным сооружением, восторгающим своими формами и потрясающей акустикой.

Здание уже не в силах служить прежним задачам, однако оно по-прежнему может нести свою функцию храма – теперь уже храма искусства. Трудно сделать выбор лучше для организации камерного выставочного пространства, чем этот скромный шедевр средневекового зодчества. Теперь его двери распахнуты для художественной галереи KUSHTUT. Цель новой галереи – организация выставок, представляющих богатейшее художественное наследие нашей страны. Где, как не в освященных веками стенах, в родной по времени среде бытования будет столь органично восприниматься традиционная керамика и ткани, ковры и вышивки, изделия художественного металла и прочие образца прикладного искусства…  Старинные художественные ремесла обретают в наши дни второе дыхание. Показать зрителю эту связь времен, нескончаемый потенциал традиционного искусства, способного быть сильнейшим источником творческого вдохновения для современных художников и мастеров – такова задача организаторов галереи.

Стена с нишами, отделяющая мечеть от шумных улиц.

Стройные высокие колонны айвана с глубокими трещинами, несущими на себе печать времени, поддерживают словно парящий потолок. Такой эффект достигается за счет разбивки потолка на восемь отдельных плафонов, где балки, в свою очередь, украшены изысканным орнаментом, а перекрытия выложены рядами подогнанных дощечек васса. Такой прием оформления потолочного пространства является типичным для местного зодчества.

Потолок айвана мечети.

Время не пощадило потолочные росписи, которые ни разу не подвергались реконструкции, тем не менее, они все еще сохраняют изумительный по рисунку декор, горящий ультрамарином, использовавшимся как фон для орнаментальной вязи. Сами росписи выполнены в лучших традициях ферганской школы, и являют собой классику орнаментального искусства.

Резные детали потолка – переходящие в балки фигурные капители колонн, формирующие кессонную композицию, демонстрируют одновременно и мастерство резчиков по дереву.

На узкой стене айвана, к которой подводит формируемый колоннами проход, размещен небольшой михраб, и потому оформлению этой части мастера уделили особое внимание. Плоскость стены разбита на ряд горизонтальных и вертикальных панно, каждое из которых было украшено ганчевым декором. К сожалению, утраты декора значительны, однако сохранившиеся части дают возможность оценить мастерство художников, создавших изящное плетение узоров в стиле ислими, изысканные по стилю рельефные надписи, размещающиеся в верхних панно. В целом оформление айвана – подлинный синтез искусств, где сочетаются роспись и резьба по дереву и ганчу.

Здесь работал математик.

Декор зимней части полностью утрачен, однако интерьер и пропорции, геометрия потолочного пространства по-прежнему вызывают чувство восхищения.

Михраб в нутри здания мечети.

Каждое посещение этой выставочной площадки – это реальная встреча со старым Ташкентом. Переступая порог входных ворот, вы мгновенно попадаете из шумных улиц, с их стремительными транспортными потоками, в атмосферу средневековья, проникнутую размеренной медитативностью, полную причудливых ритмов орнаментальной вязи. Экспонаты выставок, в свою очередь, будут раскрывать перед посетителями захватывающие истории, связанные с различными видами искусства или ремесла.

Камерность пространства работает на пользу организаторов – здесь не будет привычной для посетителей музейных залов постоянной экспозиции, каждая выставка – это новое путешествие во времени, путешествие в прошлое, которое, тем не менее, так или иначе, приведет нас в наши дни. В планах – тематические выставки, в основе которых лежат оригинальные концепции, подкрепленные научными изысканиями, расширяющие наши обычные представления о той или иной странице нашего художественного наследия. Сочетание как минимум двух экспозиционных площадок – открытой айванной, и закрытой, внутри помещения, предоставляют неограниченный простор для формирования оригинальных выставочных концепций.

Новая художественная галерея в старом городе – это новый взгляд на традиционное искусство, открывающее для себя будущие перспективы в меняющемся мире.

Текст взят с сайта «Куштут».

И ещё несколько деталей,  оттеняющих старую мечеть  — будущую галерею «Куштут».

 

 

Внутренний дворик мечети.

 

Двери, ведущие в храм

В своём первозданном виде мечеть «Шарафбай» имела небольшой минарет, но во время расширения улицы Фаробий минарет попал под снос.  Так вот, нам сообщили, что одной из важнейших задач реставрационных работ, на ряду с реставрацией колон айвана, будет восстановление минарета.  Стену с михрабом на  айване законсервируют, внутренний михраб восстановят и отделят перегородкой от выставочной площади.

Будем надеяться, что в скором времени мы будем свидетелями открытия первой выставки, которая откроется в галерее «КУШТУТ«.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *