Самарканд – Ташкент – Газган – скульптор Дамир Рузыбаев.
Дамир Рузыбаев заслуженный художник Узбекистана родился в г.Самарканд в 1939г. С 1954 года учеба в республиканском художественном училище им. П.П.Бенькова. Рисунку учился у Мартакова Павла Петровича, своим учителем так же считает Волкова Александра Николаевича. Окончив Ташкентское художественное училище, отказался от возможности продолжить обучение в Санкт-Петербурге. По совету Волкова А.Н. едет в Маргелан, где проходит жизненную школу, окунаясь в истоки народного творчества.
Его имя впервые появилось в художественной жизни Узбекистана в начале 60-х годов. Как профессионал Дамир Рузыбаев сформировался во время работы в археологических экспедициях Г.А.Пугаченковой на раскопках Халчаяна, памятника древней культуры Центральной Азии.
Его работа «Портрет И.В.Савицкого», выполненный в 1984г. находится в Третьяковской галерее в г.Москва (Россия). В постоянной экспозиции музея Востока в г.Москва (Россия) находятся две работы Дамира Салиджановича Рузыбаева.
Постоянные поиски выразительных форм привели его к живописным импровизациям, лейтмотивом которых стала музыка.
С творчеством Дамира Рузыбаева я впервые познакомился в Центре национальных искусств «Заркайнар» на выставке «Грани творчества» 28 мая 2012г., затем была 7-я Ташкентская международная биеннале, совсем недавно, 1 июня 2014г., мне довелось быть на празднике скульптуры, ежегодно проводящемся мастер -классе, во дворе-студии Дамира Рузыбаева, что возле «кафановского» дома-художников.
В тот день между нами произошёл краткий разговор, который получил дальнейшее продолжение 5 августа, когда вдруг позвонил Дамир Салиджанович и пригласил к себе в гости.
Оказалось, что Дамир Рузыбаев написал небольшую статью, в которой он, как скульптор, давно снискавший широкое признание своего творчества, рассказывает о резчике по камню из кишлака Газган , который жил и творил на стыке 19 и 20-веков.
А в прочем, читайте сами (без купюр).
Как скульптор я люблю камень. Работать в нём одно удовольствие, причём камни из наших карьеров для меня предпочтительней, так как они, в отличии, например, от дорогого гранита габбро, хорошо гармонируют с нашим ландшафтом. Газганский мрамор, имеющий более шестидесяти оттенков от чёрного, красно-коричневого, фиолетового, голубого, охристого и белого, стоит в особом ряду. Опытные облицовщики делают из этих плит чудеса, используя всю богатую палитру этого камня. Но есть у него и недостаток, он очень слоистый и для скульптуры не годится. Практически нельзя извлечь без трещин большой блок. Но меня не покидало желание использовать цвета Газганского мрамора в скульптуре, и я придумал следующий метод: надо порезать мрамор разных оттенков кирпичами, выложить и склеить из них грубую пустотелую болванку скульптуры и работать над ней.
Эта идея заставила меня проехать в Газган. Естественно через Самарканд. Быть в Самарканде и не посетить древние шедевры архитектуры невозможно.
Особенно я люблю Ходжи Ахрор. Сейчас там организованна хорошая экспозиция «Согона санг» могильных камней, бережно собранных для этого.
Это старые камни разных эпох и я не устаю удивляться мастерству каменщиков — наших предков. Я специально сфотографировал, в том числе камень, где из-за слома видно, что он пустотелый.
Дело в том, что в те времена, естественно, не было Камазов, их, например, из Зарбанда привозили в Самарканд или в Бухару на верблюдах. Но прежде на месте выдалбливали его изнутри, он становился пустотелым и более лёгким, что и видно на этой фотографии.
А ранее, будучи в Бухаре, я открыл для себя во дворце Ситораи Мохи Хоса двух каменных львов, очень выразительных и не похожих на виденные мной скульптуры, необычных по стилистике. Чувствовалось, что это выполнил местный мастер. Потом я узнал, что это работы резчика по камню из Газгана, Абдурахимжона Турдыева.
На мой взгляд, у него было прекрасное чувство пластики, и естественно, большой опыт работы в камне. Этот опыт и подсказал ему столь необычное решение, на заре двадцатого столетия, он удивительно точно трансформировал знания традиционного орнамента в нетрадиционную скульптуру, с прекрасным чувством пропорций, пустот и объёмов.
Надо сказать, что недавно я увидел добротно выполненные копии этих львов в Ташкенте. Они установлены перед входом в Караван – сарай им. Хирояма в Ташкенте, а выполнил их народный мастер Узбекистана, Каршинский керамист Баходыр Ниязов.
Любопытно, что это произведение, более ста лет незамеченное искусствоведами (только С. Булатов упоминает о нём в своей книге о народно-прикладном искусстве Узбекистана изданной в 1991 г. Издательством Мехнат) обретает новою жизнь. Это характерно для подлинных произведений. Видимо пришло время и этого мастера. Одного из его внуков я знаю. Это, живущий в Самарканде скульптор, Туркман Эсанов. Он и дал адреса своих родственников в Газгане, ожидавших нас там. Еще издали притягивют горящие золотом мраморные дома и заборы Газгана. И вот мы в Газгане, в одном из красивейших кишлаков Узбекистана. Встретили нас там гостеприимно. Ортыкбой Эсанов, брат Туркмана, с сыном Завкий.
Оба потомственные каменотёсы. Я просил показать и рассказать все, что связанно с Абдурахимом Турдыевом. К великому моему удовольствию они показали мне старую, в последствии раскрашенную, раскрашенную фотографию деда и рассказали о нём.
Меня повезли также к хаузу украшенному большими, каменными водосливами, чудесной работы.
Это были также произведения А. Турдыева. Родился Абдурахим Турдыев в Газгане в 1870 г. С детства был знаком с различными работами по камню. В 1910 г. создал своих львов в Бухаре. Кроме того он участвовал в многочисленных строительствах мечетей в Дехканобаде, Шахимардане, Самарканде и Ургуте. В предыдущую поездку в Газган в 70-х годах я посещал старую, необычную мечеть на окраине Газгана, недалеко от карьера чёрного мрамора. Помню, как меня поразил необычный интерьер мечети с толстыми чёрными колонами.
Наступили 1937-1938 годы. Так как А.Турдыев работал с Файзуло Ходжаевым, в 1938 г он был репрессирован.Думаю, что необходимо разыскать все, что создано мастером. Можно сказать, что своим творчеством Абдурахим Турдыев, невольно, заложил фундамент будущей школы скульптуры Узбекистана.
Д. Рузыбаев
Очень хорошее эссе о Д.Рузыбаеве написал Устименко Алексей «Улетевшие души переселяются в глину, бронзу и камень/ Дамир Рузыбаев».
[…] Источник: http://art-blog.uz/archives/15738 […]
privet Damir aka!
ya iz Turkmenistana, rabotali vmeste v Tveri esho pri Soyuze.
nesterovich ludviga i bayat muhtarov byli moimi odnokursnikami, ochen’ hotelos’ by nayti ih kontakty i svazyatasya s nimi.