Арно Фишер. Фотография в Галерее изобразительного искусства Узбекистана
17 сентября 2015г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана НБУ при содействии Гёте института в Ташкенте и Посольства ФРГ состоялось открытие выставки Арно Фишера знакового немецкого фотографа. На выставку пришли все известные фотографы Ташкента, почитатели творчества А.Фишера и любители фотографии .
Арно Фишер — знаковая фигура в истории немецкой фотографии. На выставке в Галерее изобразительного искусства Узбекистана представлено около 140 произведений легендарного мастера, характеризующих разные этапы его творчества. Отправная точка экспозиции — ранняя серия работ Фишера «Берлинская ситуация». Фотографии были сделаны незадолго до возведения Стены, в период с 1953 по 1960 год. Их публикация была запрещена в 1961 году, но именно благодаря этим кадрам общественность впервые узнала о талантливом фотографе, а пророческий снимок «Трещина в стене», созданный в начале 1950-х, на долгие годы стал символом разделенного Берлина.
Фишера интересовал не только документальный жанр. После неудачи с «Берлинской ситуацией» он выполнил серию черно-белых портретов немецкой дивы Марлен Дитрих, которые также представлены на выставке. Эти работы так понравились самой актрисе, что она в личном письме попросила Фишера передать ей негативы.
В экспозицию вошли также снимки, созданные для издававшегося в ГДР модного журнала «Sibyllе». Фишер и его супруга Сибилле Бергеман произвели настоящую революцию в модной фотографии: вместо студийных съемок с использованием декораций, знакомых по глянцевым «Vogue» и «Еllе», они делали снимки на обычных городских улицах и в промышленных интерьерах.
После падения Стены Арно Фишер много путешествовал и увлеченно исследовал новые территории, такие как Индия и страны Африки.
НА ОБОЧИНЕ
Так назвал Арно Фишер одну из своих выставок, на которой были представлены фотографии, сделанные во время поездок. Начиная с 196Ох гг. он путешествует по разным странам, главным образом восточного блока, удается ему побывать и в западной Европе, а также в Индии и в Африке. Фишер публиковал свои фоторепортажи в журналах и выпустил несколько впечатляющих альбомов, посвященных отдельным городам: «Главные города Польши» (1974), «Ленинград» (1981), «Новый Дели. Старый Дели» (1981). В поездках он оставался верен своему представлению о том, что фотография — особое художественное средство восприятия действительности и сознательно игнорировал все откровенно экзотические и условно живописные красоты. В своих работах он предстает тонким наблюдателем и ярким рассказчиком. Его интересовали прежде всего люди, их повседневная жизнь и сущностные проблемы, на фоне которых собственно место действия было для него скорее вторичным.
НЬЮ—ЙОРК
Арно Фишер дважды побывал в Нью-Йорке: в 1974 и в 1984 гг. Из второй поездки он привез обширный фотоматериал, который ему удалось опубликовать лишь в 1988 г., когда был выпущен его альбом «Виды Нью-Йорка». Предисловие, написанное Хайнером Мюллером, завершается словами: «Прежде, чем умереть, стоит увидеть Нью-Йорк — одно из величайших заблуждений человечества. НА СВЕТЕ МНОГО ЧУДОВИЩНОГО, НО НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ЧУДОВИЩНОГО, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК».
Апокалиптическое ощущение Мюллера никак не согласуется с работами Фишера. Разумеется, на некоторых снимках отчетливо видны те разительные социальные противоречия, которые отличают этот город. Но и здесь Фишер снимает без всякой предвзятости, он просто выжидает, наблюдает за происходящим, чтобы потом дать точную, лаконичную картину. Здесь чувствуется. конечно, удивление и восхищение, с которым фотограф смотрит на необычный чужой мир, но не это главное. Всю совокупность впечатлений фотограф сублимирует в одном моменте, выхваченном из общего избирательным взглядом: настоящая уличная street photography — в лучшем смысле кого слова, гармония дистанции и близости.
В заключительном разделе выставки — полароидные снимки, созданные в бранденбургском городке Гранзе, где Арно Фишер провел последние годы жизни. Тонкие, словно написанные акварелью, изображения засохших цветов, поблекших листьев, выцветшей садовой мебели вошли в «садовую» серию Фишера, которая в 2007 году была опубликована в Германии отдельным альбомом.
Известен он в Германии и как блестящий педагог, воспитавший несколько поколений современных немецких фотохудожников: мастер-классы по фотографии Фишер вел до последних дней своей жизни.
И ещё, несколько фотографий с выставки.
очень подробный рассказ.Спасибо.