Самаркандский музей и русские художники (Museum of Samarkand and russian artists.)
Сегодня мне хочется представить на суд посетителей art-blog.uz каталог, появившийся на свет благодаря усилиям сотрудников Галереи изобразительного Искусства Национального Банка Узбекистана, сотрудникам Самаркандского музея и Посольства Российской Федерации в Узбекистане. Каталог представляет небольшую коллекцию произведений русских художников, посетивших Туркестан на рубеже столетий и оставшихся здесь навсегда.
Между тем, сегодня трудно переоценить значение этого собрания. Понимая его историко-культурную ценность, мы вниманию зрителей представляем выставку произведений живописи и графики с надеждой, что она вызовет интерес и понимание.
Художественное освоение Средней Азии восходит к середине 19 века. Оно развивалось и ширилось разными путями. Организация географическими обществами целого ряда научных экспедиций в трудно доступные и в те времена неизвестные регионы Среднего Востока, дала большой пласт художественно-фиксированного материала, имеющего историко-культурную ценность. В других случаях это были художественные репортажи с мест событий. Несомненный интерес представляют безымянные, но всегда очень личные путевые альбомы зарисовок и акварелей. Они отражают живой интерес к стране и ее наследию.
Первым же профессиональным художником, посетившим Туркестан, был В.В. Верещагин. Художник-баталист, он был едва ли не первым, кто в военных победах увидел и сумел воплотить тяжелый труд солдата и страдания простых людей страны, охваченной пламенем войны. Возможно поэтому он мало уделяет внимания батальным сюжетам. Но зато его увлекает древняя архитектура, природа, быт. народные типы. Таковы произведения Верещагина, представленные в экспозиции выставки.
Туркестанский цикл Верещагина получил широкий общественный резонанс. Художественная критика Москвы и Петербурга, отмечала высокие художественные достоинства произведений, писала, что он открыл Европе неведомый ранее край.
Почти одновременно в Туркестане жил и работал рисовальщиком при армии Н.Н. Каразин -ныне совершенно забытый художник. Между тем личность его примечательна. Офицер, художник, писатель — он в свое время был известен в кругах либерально настроенной интеллигенции. Рисунки его публиковались в журнале «Всемирная иллюстрация», а проза увлекала студенческую молодежь.
Художественное наследие Каразина представлено в основном, акварелью и рисунками пером. Оно разнообразно по сюжетам, но всегда проникнуто пытливым взглядом и доброжелательностью. Не собранное сразу, оно разошлось по частным домам и со временем пропало. Лишь очень не многие работы осели в фондах ГМИ Узбекистана в Ташкенте и в Самаркандском музее. Примечательно, что произведения Каразина имеются также в Третьяковской галерее, Русском музее и Эрмитаже.
В искусствоведческой литературе если и вспоминали о Каразине, то с обязательными оговорками и упреками то в излишней этнографичности, то в созерцательном любовании экзотикой. Впрочем такого рода упреки не миновали и других художников, работавших в Туркестане на рубеже столетий и несколько позже. В частности — Р. Зоммера — мастера архитектурного пейзажа. Его произведения раздражали критику скрупулезностью в выполнении деталей, орнамента, декора. Между тем, точность живописной формы, уравновешенность фронтально взятых архитектурных объемов, тщательность разработки деталей донесли до нас облики древних сооружений, которых давно уже нет. В конечном итоге все то, что называлось экзотикой, этнографизмом, академической педантичной ограниченностью в творчестве С. Юдина, С. Дуцина, И. Казакова, В. Развадовского, Д. Кожушко и др. обернулось историческим достоверным свидетельством, тем более важным, что эти художественные мотивы восприняты у жизни такими какая она была более чем 100 лет назад.
Творчество же вышеназванных художников созревало на почве Средней Азии. Оно проникнуто живым интересом к жизни людей, к их быту и нравам. По сути дела рождался новый тип пейзажа, в котором архитектурный мотив становился лишь фоном каждодневного бытия древнего города.
В 1900-х годах Туркестан наездами посетило много художников: К. Коровин, А. Бенуа, А. Светославский, Микешин, П. Кузнецов и т.д. И если в их личном творчестве впечатления о поезде оставили тот или иной след, то в художественной жизни Туркестана это в сущности не отразилось.
Куда более значительную роль в этом отношении сыграли художники «второй волны», то есть те кто приехав в Туркестан в первые десятилетия XX века, навсегда остался здесь. Среди них Н. Николаев (Усто Мумин), В. Уфимцев, П. Беньков, Н. Кашина, 3. Ковалевская, В. Рождественский, М. Курзин и многие другие. Вскоре к ним присоединяются молодые художники по жизненным обстоятельствам с детства проживавшие в Туркестане. Таковы первые шаги в искусстве Л. Бурэ — уроженца Самарканда и общавшегося с многими приезжавшими художниками. В Фергане родился и вырос А. Волков. По окончанию Академического художественного училища он вернулся на родину.
В начале XX века едва ли можно говорить о художественной жизни Туркестана. Намечались лишь робкие се контуры. Не без активного воздействия приезжих художников (О. Татевосян и др.) в 1919 году было открыто в Самарканде первое художественное училище по подготовке местных национальных кадров и называлось оно «ИЗО коммуна». Его недолгая жизнь (2-2,5 года) — яркая страница в истории современного изобразительного искусства Узбекистана.
Русские художники, приехавшие в Туркестан в 1910-20-е годы, активно включились в общественно-политические, социальные и культурные процессы того времени, взяв на себя миссию просветительской работы и художественного образования. Молодые, энергичные, разных творческих ориентации и уровней образования они были едины в дерзновенном желании создать искусство «нового века». Их творческие устремления объединило также национальное своеобразие искусства народов Востока.
Влюбленное отношение к художественному наследию Средней Азии окрашивало их смелые эксперименты страстью постоянного поиска художественного языка. Таковы произведения А. Волкова, А. Николаева, В. Уфимцева. Отсюда творческий индивидуализм П. Бенькова, ранней Н. Кашиной, Р. Фалька, который также некоторое время работал в Узбекистане.
Но все это уже другая эпоха, другая страница в истории искусства Узбекистана. Сконцентрированные в ней проблемы и тенденции развития искусства Узбекистана решались уже большим интернациональным и творчески плодотворным коллективом художников.
Л. Шостко
Заслуженный деятель искусств Узбекистана.
Кандидат искусствоведения.
Ниже представлены произведения, опубликованные в представляемом каталоге.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.