«ВОЗРОЖДЕНИЕ» выставка графики ЦВЗ АХУз Ч.1

29 января 2016 года в ЦВЗ Академии художеств Узбекистана Дирекцией художественных выставок была (ДХВ) открыта выставка графики «ВОЗРОЖДЕНИЕ». Экспозиция графических работ, представленных на выставке включает ретроспективный показ графики из фондов ДХВ, одного из самых крупных в стране собраний графического искусства Узбекистана, а так же произведения современных графиков Узбекистана.

В конце поста вы сможете прочесть мнение искусствоведа Татьяны Роговой о прошедшей выставке «Заметки с выставки графики «Возрождение»».

АфишаОткрытие выставки Графики.

Среди них работы художников старшего поколения — классиков станковой и книжной графики, мастеров рисунка и акварели: В. Кайдалова, В. Кедрина, И.Икрамова, Н.Кашиной, К.Чепракова, Г.Чиганова, Г. Шевякова, К. Башарова, А. Циглинцева, М. Щировского, И. Енина, И. Гартван, Е. Владимирова, В. Паршина, Б. Котлова, П. Анненкова, В. Апухтина, Д. Афуксиниди, М. Кагарова, М. Кириакиди, Л. Даватц, Б. Джалалова, И. Васильевой, М. Карпузаса, Э. Исхакова, Э. Ахунова, А. Пономарева, М. Соркина, Ю. Стрельникова, М. Тохтаева, Д. Уразаева и др. Все они — наше бесценное наследие, вехи истории отечественного искусства и школы профессионального мастерства.

Центральная Экспозиция

Чепраков К.

Чепраков К. Национальный музей в Дрездене. (ДХВ) Чепраков К. Утро. (ДХВ)

Щевяков Г.

Щевяков Г. Старое дерево. 1959, Шахимардан. 1973 (ДХВ)

Чиганов Г.

Чиганов Г. Пейзаж. (Из кол-и А.Назарова) Чиганов Г. Серия - Пейзаж Узбекистана _Горный кишлак_ 1988 (ДХВ)

Ахунов Э.

Ахунов Э. _ Долгая жизнь _ из серии Мир земляка. 1974 (ДХВ) Ахунов Э. _ Хорошо поёт. 1974 (ДХВ)

Г.Байматов

Г.Байматов. Из серии Идущие. 1990 (ДХВ) Г.Байматов. Из серии Идущие. 1990. (ДХВ). Г.Байматов. Из серии Идущие. 1990 (ДХВ).Г.Байматов. Кандалакша. 1988 (ДХВ)

Лариса Даватц

Лариса Даватц. Дерево познания. (ДХВ) Лариса Даватц. Из серии _Романтики_ Балет. 1984 (ДХВ) Лариса Даватц. Из серии _Романтики_ Театр. 1984 (ДХВ) Лариса Даватц. Композиция. Офорт. (ДХВ)

Медат Кагаров

Медат Кагаров

Инна Васильева

Гартван И. Портрет художницы Инны Васильевой (ДХВ)

Гартван И. Портрет художницы Инны Васильевой (ДХВ)

Васильева И. _Раздача хлопковых семян_ 1982 (ДХВ) Васильева И. _Тревога_ 1986 (ДХВ)

Васильева И. _Автопробег_ 1982 (ДХВ)

Васильева И. _Автопробег_ 1982 (ДХВ)

М. Карпузас

Карпузас С. В Гефсиманском саду. (ДХВ) Карпузас С. Жертвоприношение. 1989 (ДХВ) Карпузас С. Саломон. 1989 (ДХВ)

Иван Енин

Енин И. Вечер в колхозе им. Крупской. 1977 (ДХВ)

Енин И. Вечер в колхозе им. Крупской. 1977 (ДХВ)

Б. Котлов

Котлов Б. На дороге. (ДХВ) Котлов Б.В. Дорога на рудник 1979. (ДХВ)

Котлов Б.В. Из _Стройплощадка_, серия Новый Ташкент. 1982 (ДХВ)

Котлов Б.В. Из _Стройплощадка_, серия Новый Ташкент. 1982 (ДХВ)

***

Афуксиниди Д. Вечерний звон. 1980 (ДХВ)

Афуксиниди Д. Вечерний звон. 1980 (ДХВ)

Александр Понамарёв.

Александр Понамарёв. 7 легенд о Брейгеле. 1980 (ДХВ) Александр Понамарёв. Уходящий. 1986-87 (ДХВ)

Александр Понамарёв. Экспозиция

Махсуд Тохтаев

Тохтаев М. Мир где рождаются легенды (ДХВ) Тохтаев М. Осенний натюрморт. 1976 (ДХВ)

Исхаков Э. Цикл _Время_. 1987 (ДХВ)

Исхаков Э. Цикл _Время_. 1987 (ДХВ)

***

Рождественский В. Из цикла _Новоросийск_ 1943. Автолитография, Кадрин В.

Исхаков Э. Цикл _Время_. 1987 (ДХВ)

***

Ляминская Л.П. Цикл _Самарканд_Калантаров Э.

Степные ковыли Пасмурный день на хлопковом поле

Лисс В. Жертвоприношение. 1989 (ДХВ)Разин А. Из серии _ Насекомые _ 1989 (ДХВ)Разин А. Из серии _ Долина душ _ Приведение. 1989 (ДХВ). Разин А. Из серии _ Долина душ _ Приведение. 1989 (ДХВ)

Ган А. Портрет искусствоведа Р.Х. Такташа (ДХВ)

Ган А. Портрет искусствоведа Р.Х. Такташа (ДХВ)

Апухтин В.О. Из серии _Легенда о Ташкенте _ Продавец редкостей. 1983 (ДХВ)

Апухтин В.О. Из серии _Легенда о Ташкенте _ Продавец редкостей. 1983 (ДХВ)

Продолжение следует.

Заметки с выставки графики «Возрождение»

Выставка графики под названием «Возрождение» в Центральном Выставочном зале Академии художеств Узбекистана оставила у меня двойственное впечатление. С одной стороны, это здорово, что она состоялась, поскольку уже несколько десятилетий мы не видели такой большой, можно сказать крупномасштабной выставки, целиком посвященной искусству графики. Зрители, наконец, имели  возможность познакомиться почти со всеми   видами и жанрами графики.

Хорошо, что зрители, а среди них и студенты художественных учебных заведений увидели работы мастеров, чьи имена уже вошли в историю изобразительного искусства Узбекистана. На выставке были показаны великолепные рисунки к изданию книги «Лирика Алишера Навои», созданные  в конце 1940-х годов Искандером Икрамовым, основателем узбекской национальной школы оформления книги. Безусловный интерес представляют работы популярного в середине прошлого века иллюстратора произведений узбекских писателей Владимира Кайдалова. Думается, что положительные отзывы публики о выставке не в последнюю очередь обусловлены возможностью  встретить здесь произведения, художников-графиков, чье творчество принадлежит ХХ веку и давно не представлялось публике: прекрасный графический лист Надежды Кашиной,  литографии  Эркина Ахунова,  акварели Георгия  Чиганова  и Г.Шевякова,  графические листы Анатолия Циглинцева, работы Константина Чепракова, Изольды Гартван, Гайрата Байматова, рисунки М.Тохтаева и А.Гана,  ксилографии Ивана Кириакиди и т.д.

С другой стороны у меня осталось чувство неудовлетворенности  от уведенного. Прежде всего, неясна концепция выставки, главная идея, которой руководствовались ее организаторы, и в первую очередь главный инициатор проведения выставки – секция графики Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Секция графики предложила и столь многозначительное название для нее «Возрождение». Если это должна была быть экспозиция ретроспекции графического искусства Узбекистана, то на ней показаны не самые значительные работы старых художников, не показаны некоторые распространенные в прошлом виды  графики, в том числе такие, как экслибрис и плакат.

Если имелось в виду  возрождение национальных традиций графики на новом, более высоком уровне, то осуществить эту идею организаторам не вполне удалось. Графика последних лет была представлена в основном акварелями, пастелью и монотипиями, рисунками в карандаше и тушью. К сожалению, слабо была представлена такая современная технология, как компьютерная графика, (я не имею в виду компьютерную компиляцию, получившую широкое распространение в оформлении современной книги), художники успешно овладели этой современной технологией. Такие классические виды графики, как линогравюра, литография, офорт и ксилография показаны только в работах, созданных до конца 90-х годов.

К сожалению, создается впечатление, что отбора работ  на такую значительную выставку не производилось, и было выставлено все, что принесли художники. А для того чтобы показать все многообразие видов и жанров графического искусства,  организаторам пришлось добавить работы из фондов Дирекции художественных выставок и обратиться к известному коллекционеру произведений художников Узбекистана А.Назарову.

Выставочный зал был переполнен экспонатами, площадь его стен и стендов не рассчитана на показ более чем 400 работ. Ретроспективные графические листы соседствовали с творениями последних лет, книжная иллюстрация шла вперебивку со станковой. Подавляло огромное количество акварелей и работ в смешанной технике. Конечно, среди последних работ современных художников есть по-настоящему значительные, этапные произведения.  Хотелось бы отметить портретные зарисовки Риммы Гаглоевой,     серию «По следам великого Заратуштра» мэтра современной графики Узбекистана Анвара Мамаджанова,  графические листы Сергей Чуфарнова, Марии Сафи-Ли, М.Фозили, декоративные композиции Василия Хапова,

Надо сказать, некоторые, действительно, интересные и значительные  произведения просто терялись в тесноте на стенах и экспозиционных щитах. Не оставляло ощущение, что какую-то часть работ не обязательно было экспонировать на выставке с таким названием как «Возрождение», зато лучшие работы можно было достойно показать, не развешивая их впритык друг к другу и не нагромождая в два «этажа» разных авторов. Так, например, оказались в одном ряду литографии наших лучших графиков — сверху Медата Кагарова, а снизу — Марата Садыкова, или работы  Ларисы Даватц разместились под графикой  Инны Васильевой.

Не удивительно, что выставка «Возрождение» получила широкий резонанс среди художников и искусствоведов. Состоялось общественное обсуждение выставки за «круглым столом», что стало редкостью в наши дни. На обсуждении и в частных беседах прозвучали сетования, что многие художники графики изменили своему «цеху» и переметнулись в стан живописцев. Что старое, оставшееся еще с досоветских времен, техническое оборудование вышло из строя, и нет ему пока замены. Что на выставке графики показывают произведения,  стоящие на грани между живописью и графикой, как, например, созданные в смешанной технике, очень интересные в художественном и смелые в техническом отношении работы Джавлона Умарбекова. К таким же спорным работам относят серию очень экспрессивных, насыщенных цветом работ скульптора и графика Азамата Хатамова,  и графику на холсте Лекима Ибрагимова. Меня не смущает  правомерность появления таких работ на выставке графики, и даже привлекает способность, давно уже завоевавших признание мастеров, к такого рода экспериментам. Кроме того, ведь по справедливости техники акварели, пастели и гуаши также занимают промежуточную позицию между живописью и графикой.

Думается, что название  выставки «Возрождение» следует понимать, как возрождение интереса культурного сообщества  к искусству графики. Ведь не случайно, в Турции проводится конкурс Международного акварельного общества, а в Париже открывается очередной Международный Салон рисунка и графики. Хочется верить, следующая выставка графики художников Узбекистана покажет  возрождение этого вида искусства на новом этапе своего развития.

Искусствовед   Татьяна Рогова

Наверх

комментария 4
  • Арслан:

    Заметки к заметкам искусствоведа Т. Роговой с выставки графики «Возрождение»
    1. Т. Рогова — «Неясна концепция выставки, главная идея».
    Главная идея выставки явна и проста – «Была и есть графика. НО БУДЕТ ЛИ И ДАЛЕЕ? И ЧТО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ЭТОГО?»
    Т. Рогова сама подошла к этой идее и отметила: «многие графики переметнулись в стан живописцев»; «старое техническое оборудование вышло из строя, и нет ему пока замены»; «возрождение графики на НОВОМ уровне не вполне удалось»; «линогравюра, литография, офорт и ксилография показаны только в работах, созданных до конца 90-х годов»; «организаторам пришлось добавить работы из фондов Дирекции художественных выставок и обратиться к известному коллекционеру произведений художников Узбекистана А.Назарову» и.
    2. Т.Рогова — «Показаны не самые значительные работы старых художников»
    Как и кто определит — какие работы значительные и какие не значительные? По какому критерию. Вполне очевидно, что у организаторов выставки свои вкусы, которые не обсуждаются как вкусы.
    3. Т.Рогова. «Не показаны экслибрис и плакат». «К сожалению, слабо была представлена такая современная технология, как компьютерная графика».
    Т. Рогова сама ответила почему — «Выставочный зал был переполнен экспонатами, площадь его стен и стендов не рассчитана на показ более чем 400 работ».
    4. Т.Рогова. «Интересные и значительные произведения просто терялись в тесноте на стенах и экспозиционных щитах». «Лучшие работы можно было достойно показать, не развешивая их впритык друг к другу и не нагромождая в два «этажа» разных авторов».
    Можно было бы и теснее, в тесноте, но не в обиде. Шпалерная развеска вполне приемлема как, например, в Эрмитаже, или как развешивал Савицкий. Кстати — «Интересные – не интересные, лучшие – худшие». Тот же вопрос в пункте 2 – кто и почему имеет право определять, кроме самого художника?
    5. Т.Рогова. «Хочется верить, следующая выставка графики художников Узбекистана покажет возрождение этого вида искусства на новом этапе своего развития».
    Это и есть идея выставки. Вашими устами, Татьяна Рогова, мёд пить. Дай Бог.

  • Сергей Игнатьев:

    Татьяна правильно все написала о «складе» графики. который показали развесив на свободные места.
    Совковая выставка, как будто нет «времени» весь мир, где то далеко, современная экспозиция, дух выставки, Так работы выставляют в антик.лавках. а не в выставочных залах.
    А что новое в графики ? где новые имена, технологии ? или как обычно— что нашли в папках и складах то и залепили на стенки.
    Сейчас есть интернет, и можно посмотреть как в мире проходят выставки графики, но видно организаторам до этого нет дела. а жалко.

  • Если бы организаторам и зрителям не было дела, а внутри страны стояла «невыносимая» духота, на которую вы намекаете, Сергей, то поверьте, эта статья Роговой никогда бы здесь не появилась. Надеюсь, вы этот сайт не рассматриваете как личный блог Татьяны Николаевны? Конечно, для Вас сам факт такого рода публикации — неожиданность и , боюсь, не самая приятная. Но что делать… все течет, все меняется, и порой — в лучшую сторону к нашему удовольствию.

  • Кстати, можете почитать и последний материал студентки Виктории Ерофеевой. Уверена, Вам понравится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *