Персональная выставка Дамира Рузибаева «Мелос Навои» в Галерее НБУ
9 февраля 2016 года в Галерее изобразительного искусства открылась персональная выставка известного узбекского скульптора Дамира Рузибаева, приуроченная к 575-летию со дня рождения А.Навои. На выставке представлены группы скульптур и живописных произведений мастера.
Скульптура, живопись и музыка устремились в едином порыве к непостижимым высотам совершенства и гармонии. А приглашенная на этот вечер дива узбекского макома народная артистка Узбекистана Муножат Йулчиева, еще долго своим очарованием и талантом удерживала около себя восхищенных поклонников, не скупившихся на изысканные восточные комплименты этой роскошной женщине, которая своим неподражаемым голосом и красотой освещала это событие. Непринужденное общение же с самим мастером и его гостями — маститыми художниками, писателями, учеными, искусствоведами нашей страны — это всегда событие, которое надолго оставляет след в памяти любого зрителя.
Белла Сабирова
В разные годы я обращался к образу Навои. Одна из них – этномногофигурная композиция, где в центре, на высоком постаменте, фигура самого Навои, вниз от которой, как бы передавая наследие великого поэта потомкам, устремляются фигуры ангелов с музыкальными инструментами в руках.
В дальнейшем, я варьировал эту композицию, пока не пришел к мысли, что ангелы вокруг Навои, как понятие абстрактное — не лучшее отражение темы. Постепенно рядом с ним появились конкретные персонажи — известные и любимые народом исполнители макомов в образах Комуны Исмаиловой, Барно Исхаковой, Берты Давыдовой, Муножат Йулчиевой и Хабибы Охуновой. В их портретах должна была слышаться сама музыка. Отсюда — трактовка композиции, ее пропорции и вся фактура работы.
***
Что касается «переложения» макомов на живопись, то это оказалось более сложной задачей. Все сдвинулось с мертвой точки, после того как я нашел символический ключ к решению этой задачи. Однажды мое внимание привлекли хранящиеся в ГМИ, так называемые «дафтарчики» — небольшие тетради-раскладушки, учебные пособия 14-16 веков, предназначенные для обучения традиционным орнаментам. Именно эти, только намеченные незавершенные орнаменты «гирихи» оказались особенно интересными. Они представились для меня графикой абсолютно современного звучания. И мне захотелось попробовать себя в новой манере. Искусство гириха — Космос, и в этом Космосе — его общность с макомом…» Дамир Рузибаев.
***
И напоследок несколько фотографий.
Выставка продлится до 9 марта 2016 года.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.