«Фестиваль изобразительного и прикладного искусства» 2016
С 18 по 22 апреля с.г. в Центральном выставочном зале, Ташкентском доме фотографии, Международном караван-сарае, парке-музее им.К.Бекзода и во всех регионах Узбекистана проходил традиционный «Фестиваль изобразительного и прикладного искусства».
Организаторами мероприятия выступили Академия художеств Узбекистана с рядом организаций и учебных заведений страны.
На открытие Фестиваля, в силу распорядка рабочего дня, прибыть не смог, но в 17:00 был в ЦВЗ и успел заснять экспозицию, представленную в первый день фестиваля. Выкладываю то, что удалось отснять.
В конце поста можно прочитать критическую статью искусствоведа Татьяны Роговой «Фестиваль изобразительного и декоративно-прикладного искусства — 2016 Вопросы без ответов».
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
В рамках фестиваля проводились различные выставки, смотры национальной одежды, концерты, обсуждение искусствоведами и художниками проблем современного изобразительного искусства. Открытие выставок произведений художников и мастеров народно-прикладного искусства Каракалпакистана и других регионов страны.
В рамках нынешнего фестиваля своими интересными культурными программами и выставками изъявили желание принять участие Культурный центр Азербайджана, мастера живописи Китая, сотрудники дипломатических представительств, аккредитованных в нашей стране таких, как Иран, Индонезия, Вьетнам, Словакия, Индия, Италия, Бангладеш и Япония, которые, несомненно, придали этому мероприятию международное значение.
Экспозиции Словацкой школы.
Фестиваль изобразительного
и декоративно-прикладного искусства — 2016
Вопросы без ответов
По традиции с 18 по 22 апреля 2016 г. в Ташкенте прошел Фестиваль изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, организованный Академией Художеств Узбекистана. Программа Фестиваля была крайне насыщенной – выставки, концертные программы, конференции, показ моделей, мастер-классы академиков живописи на пленэре, благотворительные акции и т.д.
Естественно, основным событием Фестиваля были выставки, а они открылись сразу в пяти выставочных залах. Чтобы перейти к главному, отмечу, что в выставочном зале Государственного Музея искусств Узбекистана прошла выставка академика Академии художеств Узбекистана, Народного художника Узбекистана Акмаля Икрамджанова. Его виртуозное владение кистью, рисунком и композицией действительно достойны звания академика. Замечу, что только очень уверенный в себе мастер, такой как Икрамджанов, может позволить себе слегка эпатировать публику, написав портреты современников в стиле итальянского Возрождения («Дилрабо» и «А.Хакимов») как парафраз на тему парных портретов Баттисты Сфорца и Федериго Монтефельтро кисти Пьеро дела Франческа.
Несколько слов о выставке декоративно-прикладного искусства и народного декоративно-прикладного искусства в Ташкентском доме фотографии. Если художники прикладники не показали ничего нового, что бы мы не видели на прошлых подобных выставках, то народные мастера преподнесли зрителям, и, в первую очередь специалистам, приятный сюрприз. Усто Махмуд Мамаджанов показал воссозданные им образцы декора архитектурных сооружений рельефной керамической плиткой, расписанной глазурями. А выдающийся мастер орнаментальной росписи — наккош усто Анвар Илхамов показал возрожденный им и уже использованный в интерьерах общественных зданий один из самых сложных видов старинного декоративно-прикладного искусства «кундаль», то есть роспись сусальным золотом по рельефу из папье-маше.
Теперь о главном. В Центральном выставочном зале и Мемориальном парке-музее им. Камолиддина Бехзода была выставлена живопись и графика художников — преподавателей подведомственных Академии художеств высших и средних художественных учебных заведений — Национального института художеств и Дизайна им. К.Бехзода, Республиканского художественного колледжа, Республиканского колледжа дизайна и областных художественных колледжей и художественных лицеев. В выставочном зале Международного Караван Сарая культуры также была открыта выставка живописи, скульптуры и произведений миниатюры и фото-искусства.
Когда мне сказали, что в Мемориальном музее им. Камолиддина Бехзода представлены картины из областных колледжей и лицеев, я решила, что увиденные мной работы для учащихся региональных художественных учебных заведений очень даже не плохи. Но, когда я поняла, что на стенах висят работы только педагогов, я испытала легкий шок от того, что авторы большинства работ, в основном выпускники художественно-графических факультетов областных Университетов, не обладали элементарными профессиональными навыками.
Экспозиция в Центральном выставочном зале и порадовала и огорчила. Картину Файзулы Ахмадалиева «Безимянный художник Бухары» я бы назвала «гвоздем» выставки и отметила особо, как одно из наиболее ярких произведений национальной школы живописи Узбекистана. Ф.Ахмадалиев, в первых шагов своего творчества не идет простейшим путем стилизации под восточную миниатюрную, а выбирает способ художественного осмысления исторического национального менталитета. Художественная выразительность его композиции, с использованием двухмерного пространства и разбивки плоскости холста на несколько планов исходит из традиций отсутствия перспективы в миниатюрной живописи. В восточной миниатюре, как правило, взгляд зрителя от главного изображения на первом плане, уводится к вспомогательному антуражу на задних планах. Однако Ф.Ахмадалиев от, казалось бы, второстепенных деталей, постепенно подводит зрителя к пониманию сути сюжета.
Так, самый последний план, представляет общий, гранатового цвета фон для изобразительных элементов живописного полотна «Безымянный художник Бухары». Ближе к зрителю изображена плоскость светло-серой стены, ассоциирующейся с древней бухарской городской стеной, но она прорезана арочными окнами, дверями и даже силуэтами архитектурных памятников Бухары. На следующем плане изображен крылатый лев, чьи распростертые крылья делят поверхность холста по диагонали, сбивая вертикальный ритм, окон на стене. Наконец, на первом плане, на фоне львиных крыльев Ф.Ахмадалиев поставил фигуру безымянного мастера, бережно держащего в руках «гулдон», излюбленный бухарскими мастерами-наккошами мотив букета в вазоне. Картина поражает гармоничностью цветового решения и точного попадания в сопоставлении масштабов изобразительных элементов, а главное философией возвышенного, духовного предназначения искусства. Я так подробно об этой картине, потому что считаю ее одной из лучших в творчестве Ф.Ахмадалиева последних лет.
Хочется отметить еще несколько, несомненно, значительных работ на фестивальной выставке в Центральном выставочном зале. Это триптих Хуршида Зияханова «Особенности национального досуга», в котором художник использовал свое излюбленное живописное формотворчество из геометрических сегментов, напоминающих и мотивы национального лоскутного одеяла «курок», и приемы живописи кубизма. Жаль только, что составители экспозиции, проявили неуважение к художнику и перепутали порядок развески центральной и боковых частей триптиха, исказив замысел сюжета с изображением зрителей, возбужденно следящих за петушиным боем.
Еще один из авторов, Джамол Усманов, давно себя зарекомендовавший, как тонкий живописец, остро чувствующий проблемы современного общества и использующий в своих работах метафорические образы, представил на выставке картину «Парижская мелодия» и диптих «Парижский гамбургер». Выставленные рядом, они смотрятся как единая серия. Фигура музыканта, сидящего на складном табурете спиной к зрителю, явственно выражает чувство умиротворения, наслаждения раскрывающимся перед ним видом на Сену, остров Сите и мосты. С большим мастерством художник написал дымку, поднимающуюся ранним утром от речной воды. Для двух полотен, объединенных названием «Парижский гамбургер» Д.Усманов выбрал нестандартный композиционный прием: на картинах мы видим нечто, напоминающее бутерброды «гамбургер», только вместо разрезанных булочек, художник пишет ряд старинных парижских домов в зеркальном отражении, а вместо котлеты, в одном случае начинкой служат рыцарские доспехи и шлемы с забралами, а в другом – детские игрушки. Такой прием дает возможность зрителю понять непрерывность жизни, преемственность между далеким прошлым и неизвестным будущим.
Интересный сюжетный поворот выбрал Б.Рамазанов для своей картины «Венеция. Путешествие по Италии». Юный путешественник в чалме и старинном халате с некоторой оторопью взирает на венецианские каналы с гондолами, палаццо с рекламными вывесками, уличные фонари со стеклянными плафонами… Воспоминания о родном Востоке, как мираж, всплывает вдалеке. Вероятно, так же в давние времена чудеса Востока удивляли венецианца Марко Поло.
Еще одна «восточная» тема получила своеобразное воплощение на полотне Э.Джураева «Сюзане», где выставленные на продажу свернутые и развешенные национальные сюзане составили своеобразную мозаику из фрагментов вышивок и всех оттенков красноватых и охристых оттенков тканей.
На грани жанровой композиции и городского пейзажа стоит небольшая картина Р.Базарова «Праздник». С присущими ему наблюдательностью и юмором, художник пишет веселую сутолоку на праздничной улице, где, гуляют мамаши с малыми детьми и встретились давние друзья, тут же воркует влюбленная парочка. Официант склонился над посетителями летнего кафе, а рядом шашлычник стоит у мангала.
Вообще бытовой жанр удается далеко не всем художникам. Вот несколько графических листов П.Хаитова из серии «Дети под мирным небом» и из серии «Старый город. Сундучник». Такое впечатление, что художник нарисовал эти композиции не в 2013 г., как указано на этикетках, а, по крайней мере, тридцать пять лет тому назад. Уже давно во дворах старо-городских домов стоят не убогие покосившиеся деревянные столбы фарфоровыми изоляторами и металлическими светильниками, а телевизионные параболические антенны, да и ремесленники переселились из ветхих хибар в добротные мастерские. Но всего этого П.Хаитов не хочет замечать.
Ах, как же скучно выглядят городские пейзажи Умара Раджабова «Мегапланет» и «Бродвей»! Я не хочу сравнивать нарочито примитивистский стиль Базарова и реалистическую манеру Раджабова. Речь идет о том, что У.Раджабова вроде бы на полотнах все написано: и оригинальная современная архитектура центра Мегапланет, и рекламные щиты, автомобили и пешеходы, идущие по уличному переходу, а ничего на картине не происходит, потому, что написано это твердой рукой и холодным сердцем. То же самое можно сказать и о пейзаже «Бродвей».
Мое мнение об Умаре Раджабове изменилось к лучшему, когда я увидела его работы в компании с несколькими молодыми художниками, на небольшой выставке, организованной, в рамках Фестиваля, прямо на бульваре между Центральным Выставочным залом и ЦУМом. Все живописцы – И. Отабоев, У.Камбаров, З.Тураев, С.Аллабергенов, А.Хамдамов и У.Раджапов радовали глаз своими свежими, зачастую написанными с натуры работами – пейзажами, портретами, анималистическими композициями. Постоянная толпа зрителей перед их работами свидетельствует об интересе публики к настоящему искусству.
Умар Раджапов, между прочим, выставил там несколько натюрмортов, объединенных девизом «Натюрморты XXI века». Все они по-своему интересны и хороши, но один, «Мир женщины», привлекает внимание и подбором предметов – множество тюбиков и баночек с кремами, бутылочки с духами и лосьонами, коробочки с пудрой и тенями, скомпонованных на полке трюмо в диагональной композиции, — и профессиональным решением художественных задач в передаче живописными средствами фактуры стекла, пластмассы, металла, соотношение света и тени на предметах и т.д.
Вернемся в Центральный выставочный зал, где в изобилии представлен пейзажный жанр. Порадовали очень работы, явно имеющие в своей основе натурные этюды, в том числе горный пейзаж Яниса Салпинкиди «Земля, на которой мы живем», пейзаж А.Хамдамова «Хумсан», наполненный настроением и хорошо передающий состояние природы на закате дня, несколько полотен Валерия Енина и Дилором Мамедовой, давно работающих на пленэре. В пейзаже Ш.Закирова «Зимняя дорога» прекрасно передан набухший влажный снег на крышах домов и игра светотени на дороге и обочине. Мне видится явный творческий рост такого одаренного художника как Бехзод Махмудов. В своей новой работе «Улица», он с глубоким чувством написал одинокую фигуру женщины на фоне глухих стен домов, смело разработанных в цвете.
В то же время в Выставочном зале стенды и целые пролеты стен увешаны безликими пейзажами, как будто написанными одним художником, хотя на этикетках под ними стоят разные фамилии (даже не хочется их называть). Все они написаны без души и сердца, а, главное, без налета творческой мысли. К сожалению и картины в жанре натюрморта, как в Центральном выставочном зале, так и в Международном Караван сарае культуры, за небольшим исключением, наводят на грустную мысль об отсутствии у некоторых художников желания решать какие-либо творческие задачи. Удручающее впечатление произвел на меня в Караван-Сарае культуры целый ряд небольших натюрмортов О.Харитновой, Н.Гильмановой, Г.Наумовой и др., в которых повторяется одна и та же довольно простенькая композиция из цветочного букета шарообразной формы, да еще, в добавок, установленного в круглую вазу.
Там же были выставлены три «Восточных натюрморта» В.Хапова, художника вообще-то интересного, обладающего творческой фантазией. Но в этих натюрмортах, изображающих на фоне стены с национальной росписью вполне стандартные «постановочные» предметы вроде жестко написанных драпировок и сосудов, ощущается не творческий порыв, а холодный расчет.
Не лучше обстояли дела и в Центральном выставочном зале, где пожалуй только «Натюрморт, составленный из интерьера мастерской» Я.Салпинкиди, умело скомпонованный и написанный в точно выбранном соотношении холодных и теплых тонов, выглядит «классикой» жанра. В зале то и дело на глаза попадались натюрморты, составленные из одной-двух драпировок, какого-нибудь сосуда и нескольких фруктов, то есть то, что называется учебной, студенческой постановкой. А ведь эти примитивные композиции писали преподаватели художественных высших и средних учебных заведений.
Вот два творения М.Пака, которые не могу обойти вниманием. Натюрморт «Подсолнухи» изображает в ирреальном желтовато-крапчатом пространстве вполне реалистично написанный кувшин с цветами подсолнуха, вокруг которого лежат подсохшие соцветия подсолнечника. Тени от изображенных предметов падают в разные стороны. Глядя на картину, у меня возникло три вопроса, касательно профессиональных качеств художника: где источник света, на что падают такие разные тени (ведь реальной поверхности нет), и зачем художник вообще все это написал? Рядом висит еще один натюрморт М.Пака «Господа Самовары». На нем как раз изображена плоскость покрытых желтоватой тканью подиумов, на которых установлены самовары. Но на этот раз от предметов вообще не падает никаких теней.
Еще хуже дело обстоит с портретным жанром. Обычно на выставках резко увидишь портреты наших современников, но на Фестивале изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства их было предостаточно. И что же увидел зритель? Вот женский портрет кисти З.Киёмова «Прекрасней всех цветов». Лицо и руки женщины объемно смоделированы, цветущий куст, на фоне которого она изображена, написан весьма реалистично. Но платье из хан-атласа, в которое она одета, на первый взгляд, кажется выполненным в технике коллажа. Если бы так, то я бы поняла замысел художника, но он написан красками эту абсолютно плоскую поверхность ткани, тем самым создав диссонанс в общей композиции портрета, а это едва ли было его целью.
Р.Азиханов – прекрасный, самобытный художник-график, написал живописный портрет геолога Р.Юлдашева. Во-первых, он почти скопировал в зеркальном отражении композицию известного портрета Ф.Шаляпина кисти К.Коровина. Во-вторых, он нарушил некоторые анатомические особенности моделирования лица и рук портретируемого. Кисть его левой руки – ну просто какой-то крючок. Совсем грустное впечатление на меня произвела картина Д.Хайдарова «Одноклассники». Казалось бы, какой интересный сюжет – два старика, бывших одноклассника, встретились и смеются, открывая беззубые рты, вспоминая свои мальчишеские проделки. Но лица стариков совершенно явно написаны не с натуры, а с фотографии, а их фигуры и вялый пейзажный фон по памяти в мастерской. И опять же отсутствие профессионализма выдают руки персонажей, слишком короткие, а кисти рук напоминают надутые воздухом резиновые перчатки.
Вообще, видимо писать портреты с натуры, сегодня у художников стало не в обычае. Так из портретов ушли художественная выразительность, неповторимая индивидуальность, характер человека, его духовная наполненность. Осталось только сомнительное сходство. Так, молодая художница Севара Касымова представила в Международном Караван Сарае культуры «Портрет подруги». Ее безмятежное лицо она написала, конечно, с фотографии, а фигуру сидящей в кресле девушки по памяти. Вот и получилось, у бедной подруги руки слишком короткие и фактически нет таза и бедер, поскольку расстояние между лежащей на ее коленях рукой и сиденьем кресла составляет по видимости несколько сантиметров.
Так что происходит с подготовкой молодых художников в высших и средних художественных учебных заведениях? Могу присоединиться к мнению председателя Академии Художеств Узбекистана академика Акмал Нура, высказанному им на открытии одной и выставок Фестиваля искусств. Он сказал, что художник, который не работает над собой, сам не развивается и не растет творчески, не может преподавать в специальных художественных учебных заведениях. Конечно, костяк преподавательского состава Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзода составляют профессора и доценты – художники старшего и среднего поколения. Естественно идет процесс омоложения преподавательских кадров, и формирование коллектива молодых преподавателей художественных дисциплин остается на совести ректора института и директоров Колледжей и лицеев. Ведь среди среднего и молодого поколения есть талантливые художники с хорошей профессиональной подготовкой и творческими устремлениями.
Опытные художники-педагоги сетуют, что нынче прервалась наработанная годами трехступенчатая система художественного образования: сначала художественный лицей, потом самые талантливые поступают в Республиканский художественный колледж, где они получали профессиональные основы живописи, композиции, рисунка, и, наконец – институт. Современная практика позволяет поступать в Национальный институт художеств и дизайна им. К.Бехзода любому желающему, даже не имеющему хотя бы начального художественного образования (чтобы не ущемлять права человека абитуриентов). Но разве может поступить в Консерваторию, скажем, на фортепианное или дирижерское отделение любой желающий, не знающий музыкальной грамоты? А ведь не секрет, что некоторых первокурсников института художеств и дизайна педагоги учат рисовать и держать в руках кисть. Более того, как и в музыке, искусство требует ежедневных занятий, студий. Если прежде у учащихся художественного колледжа и института занятия по специальным предметам были каждый день, то на сегодняшний день программами разработанными Министерством Высшего и среднего специального образования, обучение в художественных колледжах сокращено с четырех лет до трех, а на специальные предметы отводится два(!) дня в неделю. В высших учебных заведениях художественным предметам отведено три дня в неделю. Как можно за это время качественно обучить молодых художников? Эти вопросы пока остаются без ответов. Надеемся только, что Министерство высшего и среднего специального образования прислушается к мнению Академии художеств, в чьем ведомстве состоят художественные учебные заведения. Ведь сегодня в них учатся те, кто будет определять искусство независимого Узбекистана в будущем.
Искусствовед Т.Рогова
Уважаемая, Т. Рогова. Прочитала с удовольствием вашу статью, очень интересно и немного резко, с одной стороны хорошо, что вы пишете о проблемах в системе художественного образования. Это действительно важно. Но после того как вы разбомбили некоторых молодых авторов, стало даже страшно выставляться. Но, а с другой стороны дурная слава, тоже слава и любая критика важнее чем если бы о тебе никто не слышал. Спасибо за экскурс.
Лиана Альмяшева – художник.