«Tashkent. Nostlagie» выставка акварели Евгения Панова в галерее «Bonum Factum»
29 октября 2016 года в галерее «Bonum Factum» открылась выставка акварелей Евгения Панова «Tashkent. Nostlagie». Забегая вперёд, скажу, что выставка вызвала большой интерес, как со стороны любителей акварели, так и со стороны коллекционеров. К тому же открытие, в традиционном смысле, не состоялась. Т.е. не было традиционных речей у микрофона с восхвалениями виновника торжества. Просто пришло много друзей и знакомых Евгения Панова и Дили Каиповой, художников и гостей столицы. Была завораживающая музыка ансамбля, исполнявшего не традиционную музыку.
Ташкент современный горд, который, стремительно меняется. Меняемся и мы те, кто вырос в старом Ташкенте, Ташкенте 20-го века. Обновление Ташкента приводит к исчезновению Ташкента 50-х – 80-х годов с его тенистыми улочками и двориками, в которых журчали арыки и играла детвора. Мы скучаем по дворикам из детства, которые до сих пор существуют. В акварелях Панова — трогательная авторская ностальгия по уходящим временам, когда было все по-другому и уходящему городу, который меняется.
***
Урбанизм меняет Ташкент.
Это только незначительная часть акварельных рисунков Евгения Панова, представленных на выставке в галерее «Bonum Factum» 29 октября 2016 года.
C разрешения Евгения Панова, вставляю написанный им текст к выставке.
«Почему же все таки старые дома?
С самого начала я задумывал этот проект ради 9ти этажек, дело в том что меня очаровали пейзажи Джозефа Збуквича с небоскребами, я подумал что наши 9ти этажки тоже будут неплохо смотреться в акварели. Технику я знаю плохо, но для 9тиэтажек вполне пойдет.
Бумага же у меня была, я купил однажды у одного старого художника обрезки старого торшона и жена, Диля Каипова, поделилась со мной парочкой листов которые собирала по крупицам почти 10 лет.
Начав же делать свои акварели я нашёл что старые дома рисовать труднее чем новые. Именно эта трудная задача и привлекла меня. Чем больше потрескавшихся мест и обсыпавшейся штукатурки с торчащими кирпичами тем лучше подумал я и начал свою серию. Толи благодаря бумаге заряженной желаниями художников и сбережённой для других проектов толи просто время пришло но проект начал получаться сразу.
Сейчас меня часто спрашивают почему вы рисуете только старые дома? Я не знаю как ответить на этот вопрос. Просто у меня есть такая потребность, потребность в творчестве. Просто я очарован стариной и энергетикой которая исходит от домов.
Часто люди так проникаются моими работами что сразу решают для себя что они не могут остаться в стороне и рассказывают мне о своих домах которые они помнят или говорят мне что мне обязательно нужно нарисовать тот дом что они помнят и даже рассказывают мне подробно где этот дом стоит. Конечно это нормальная реакция, человек проникся моей работой картинки задели их что называется за душу. Я рад таким реакциям и благодарен этим людям за их слова, это дает мне силы продолжать проект.
Есть и такие люди кто говорит что это не по настоящему, что я как то обманул их нашел способ, технический, делать эти картинки или задают вопросы а зачем вы рисуете окно или дверь? Или, говорят что им просто не интересно. Честно я даже не знаю что ответить таким людям, наверное ничего, а относиться к ним можно как к детям которые просто не понимают того о чем говорят.
Важнее всего то что никто из посмотревших не остался в стороне. Картинки задели всех, а это говорит о том что проект стоящий.
Так же много вопросов возникает у людей по части техники, не раз уже говорил о том как работаю я сам. Я работаю на бумаге Арчес, это французкая марка бумаги, она сделана из хлопка, потому и белая, без проклейки и потому у неё нулевой уровень кислотности.
Так же есть бумага Фабриано, это итальянский сорт бумаги. Весь мир делает акварели именно на этой бумаге. При желании все описания бумаг сортов и даже техник нанесения краски есть в интернете, в том же пинтересте. Так же в пинтересте можно найти практически все современные стилистические направления и общемировые тенденции в живописи и графике.
Вспоминая всю свою выставочную деятельность и скандалы которые случались со мной на выставках я припомнил как именно идея рисовать дома появилась в моём сознании.
Я писал людей и кукол, так называмый никрореализм, чем вызывал негодование и возмущение у зрителей не искушённых в современных тенденциях в живописи. В какой то момент я почувствовал что начинаю ненавидеть людей с их неоднозначными мнениями, я решил отвернуться от тех тем которыми занимался тогда и начал фотографировать дома. Долго собирал их и в конце концов весь накопленный мою калейдоскоп образов вылился в эту серию. Конечно сейчас я думаю что не зря люди ругались со мной тогда, хотя их доводы были и не разумными или совсем абсурдными.
Образный строй акварелей это как бы проекция эфирного слоя, то что мы никогда не увидим глазами, это можно сравнить с микромиром, глазами мы его не видим а вот вооружившись микроскопом мы видим. Просто вместо микроскопа я использую свою психику, это как бы мой основной инструмент. Если долго смотреть на старый дом или стоять рядом с ним то любой из вас прислушавшись к себе сможет заметить что ваше сознание меняется, это и есть энергетическое влияние здания. Или проще говоря, я пишу не сами предметы а их энергетический след, эта же самая энергетика очень хорошо потом выходит из самой картинки.
В заключении хотел процитировать Абрахама Маслоу одного из теоретиков гуманистической психологии, который говорит что творчество, или творческий процесс это наиболее важная и очень благоприятная деятельность в жизни человека, не нужно задавать вопросы зачем ты этим занимаешься?что тебе это даст? Творчество и есть поиск ответов на эти вопросы. Творчество это величайшее благо т.к. проявляют душу человека, меняют его однозначно в лучшую сторону. Занимайтесь творчеством господа, это настоящая жизнь. И пусть вас не пугает экзестенциальный вакуум в котором мы все находимся, мы сами должны искать интерес в этой жизни, всё зависит от нас.»
И ещё несколько фотографий с выставки «Tashkent. Nostlagie».
Выставка продлится до 12 ноября 2016 года.
Господи, как же это ВСЁ узнаваемо! Время детства… Город Детства! Эти до боли знакомые места и дома когда-то греческой диаспоры Ташкента. С какой грустью и нежностью смотрю на них. Вот уж, действительно, Tashkent — Nostlagie!
Автору работ прекрасно удалось передать атмосферу постаревшего, но такого родного города. Взглядом скользишь по этим картинам, словно прикасаешься к морщинистой руке постаревшего, но дорого тебе человека…
СПАСИБО!
Очень хорошо передано настроение этих улиц, пусть старых, но малоэтажных, кирпичных, настоящих, где прошло детство и узнаваем каждый камешек, каждый поворот… Кто сейчас или позже вспомнит эти места? Они часто меняются не к лучшему…Новомосковская вообще изумительная улица была