ИСКУССТВО СРЕДНЕЙ АЗИИ XI—НАЧАЛА XIII ВЕКА — ч.2
Как в случае с Романской эпохой и эпохой Готики в период XI—начала XIII века большое значение в эволюции изобразительного искусства Средней Азии имела архитектура культового назначения. Необходимо, с моей точки зрения, рассмотреть ключевые моменты развития архитектуры в период XI—начала XIII века.
АРХИТЕКТУРА
Архитектурный облик городов, замков, селений Мавераннахра XI —XIII веков сложился на почве, уготованной всем предшествующим их развитием. Что здесь было от старого времени и что пришло с жизнью как выражение потребностей новой формации—расчленить довольно трудно; каждое новое явление вырастало из старого и в борьбе с ним.
Долгие годы средоточием Бухары была ее цитадель, служившая крепостью и дворцом правителя. Еще при Саманидах старая крепость утратила свое значение. В XI веке она лежала уже в развалинах. В начале XII века крепость была восстановлена караханидом Арслан-ханом. В 1139/40 году хорезмшах громит наместника сельджуков в Бухаре, разрушает стены цитадели, и она снова лежит в развалинах. В 1141/42 году наместник каракитаев восстанавливает крепость, но в 1144 году наемники сельджуков разрушают ее снова. В укреплении крепости был заинтересован тот или иной временщик, город же оставался, по существу, беззащитным.
Дело изменилось коренным образом, когда к власти пришли садры. В 1164/65 году решено было оградить шахристан с прилежащим к нему рабадом стеной, а необходимый на фундамент городских стен жженый кирпич взять из фундаментов стен и башен крепости. Так старая крепость — кухендиз, оплот сперва господина Бухары, а затем разных ставленников и эмиров, была разрушена до основания. Когда в начале XII века хорезмшах Мухаммед пытался вновь возродить могущество хорезмской державы, он восстановил наспех и бухарскую крепость как военный форпост своих войск. Но она не могла устоять перед натиском войск Чингисхана и вновь была повержена в прах…
Часть сохранившейся стены Бухарской цитадели
B начале XII века правитель Бухары Арслан-хан много занимается вопросами градо-устройства, заботится о развитии торговли и ремесла. К двум ранее существо — вавшим саманидским мечетям (902 и 905 гг.) и большой мечети с максурой, возведенной Шемс-ал-Мульком Арслан-хан прибавил еще две мечети в городе и одну в бывшем загородном дворце Шемсабад. Соборную мечеть, находившуюся у подножия крепости, он решил переместить так, чтобы она оказалась в черте шахристана, предательский минарет, с которого стреляли в крепость, срыть и, наконец, возвести новый большой минарет в отдалении от цитадели. Как архитектурная доминанта башня минарета должна была отвечать величию города, благочестию его правителя и искусству прославленных мастеров.
Новый минарет строили, как никогда раньше, искусно, и был он, по словам Кубрави, «красиво сделан». Но сказалась отсталость техники: не успели его закончить, как минарет упал на соборную мечеть и две трети ее разрушил. В 1121 году закончили мечеть, а в 1127—1129 годах вновь соорудили минарет, подобно которому «не было нигде».
Старались построить как можно прочнее; верх сделали из жженого кирпича. Это была удача, убедительная и полная, вызвавшая вскоре подражания. Большой Бухарский минарет вознес свой фонарь над всеми строениями города. Он имел практическое назначение: взойдя на верхушку башни, хор азанчей призывал с нее верующих на молитву; пользовались им и в качестве дозорной башни.
Ho не только этим определялась его архитектурная форма. Мечеть, при которой он находился, была соборной, то есть общегородской. В условиях, отличных от Запада, где городское самоуправление породило ратуши, роль соборных мечетей была на Востоке огромна. Соборная мечеть олицетворяла духовное единство членов городской общины. Она скрепляла это единство, утверждая нормы феодального правопорядка; она диктовала обязательность для членов этой общины морально-этических установлений ислама…
Наступает вторая половина XII — начало XIII века (время господства торговых людей, выдвинувших свою династию садров), и архитектура мечети обретает в Бухаре новые формы. Мы узнаем их по мечети Магоки-Аттари, возведенной на месте саманидской мечети Мах. В результате раскопок и специальных исследований памятника, который ушел в землю на глубину до шести метров, можно считать установленным, что мечеть XII века была воздвигнута на остатках четырех-столпной мечети Мах. К XII веку относится реставрированный в наши дни южный портал мечети, основания ее стен и устоев . Мечеть эта была шестистолпной и перекрывалась 12 куполами.
Деталь -узор портала мечети Магоки-Аттари
Цвет не играет в мечети Магоки-Аттари активной роли, но, как и в мечети Намазгах, кирпичики подбираются и здесь по светлоте и тональности. Своим узорным богатством южный портал мечети Магоки-Аттари превосходит все другие современные ему в Мавераннахре мечети. Это непомерное стремление к изяществу работы не стоит в каком-либо отношении с культовым характером здания или пышностью обихода феодальной знати. Мы видим источник этого стиля и приемов мастерства скорее в необычайно высоком взлете художественных ремесел XII века…
Спутником соборных мечетей были минареты. Эти, казалось бы, хрупкие и неустойчивые, бросившие вызов стихии ветра и колебаниям почвы высотные сооружения, увлекали зодчих сложностью технической задачи. Многие минареты упали, не оставив и следа, но тем и вознагражден труд лучших зодчих, что иные воздвигнутые ими минареты пережили здания, к которым они примыкали. Эволюция архитектурных форм минарета протекала весьма энергично.
Минарет у мечети Чар-Сутун в Термезе (XI в.) имел цилиндрический ствол. Минарет в Джаркургане (1108)— это пучок стволов на призматическом основании .
В Бухарском минарете Калян 1127—1129 годов классически выраженный фонарь гармонирует с массивным стволом минарета; монументальность его форм носит преднамеренный характер и, видимо, отвечает идее маяка, светящего в ночи «людям веры». Здесь устойчивость сооружения, так сказать, программна.
Но уже в минарете 1196—1198 годов, воздвигнутом богатым садром в Вабкенте, архитектурные формы крайне облегчены, ствол вытянут, а фонарь воспринимается как почти невесомая, сотканная из ажурной ткани узкая и высокая ротонда, чудом вознесенная на недосягаемую высоту.
Да и в керамическом убранстве этих минаретов прослеживается развитие стиля. В Джаркурганском минарете — простые, но чрезвычайно выразительные выкладки кирпичной плитки по гофрированному стволу в елку, в Бухарском минарете кирпичные выкладки в форме плетенок и кружков сочетаются с выкладкой под стилизованные надписи. В Вабкентском минарете более плоский рисунок шлифованных кирпичиков с чередованием поясов кирпича на ребро и фигурных вставок; утонченность и в отделке кирпичной ротонды. В минарете, сооруженном в Вабкенте, зодчий как бы бросает вызов стихиям, повергшим ранее на землю не один нерадиво построенный минарет. Великолепно не только то, что прочно и устойчиво, но еще — и изящно; таков как бы неписаный девиз строителя…
Требования культа могли проявить себя главным образом в намогильных сооружениях, где человек верующий целиком посвящал свои помыслы загробному миру. Мазар не случайно означал и место погребения, и скромное надгробие, и блистательный мавзолей. Однако и здесь культовый момент нельзя считать определяющим.
Мавзолеи XI — начала XIII века были наиболее плодотворной школой мастерства зодчих. Они компактны и не требовали сложных решений плана; вместе с тем их компактность открывала широчайшие возможности решения конструктивных и декорационных задач в разработке форм не только усыпальницы, но и купольного помещения вообще.
По количеству сохранившихся в архитектуре Средней Азии XI -XII веков памятников мавзолеи стоят на первом месте. Хотя общей причиной их лучшей сохранности является боязнь осквернения могил и распространенный во все времена и у разных народностей культ предков, специфическим для XI —XII веков было также широкое распространение суфизма и почитание места упокоения подвижников-суфиев; последние пользовались большой популярностью в народе.
Такие выдающиеся мавзолеи этой эпохи, как Султан Саадат Абу-Саида в Мехне, Мухаммеда бии Зейда в Мерве и прочие стоят в несомненной связи с городской торгово-ремесленной средой, поддерживавшей шейхов. Эти мавзолеи устраивались большей частью при обителях — ханаках. Но были также и династические мавзолеи (давлетханы). Они отличались главным образом богатством отделки, особенно на фасаде (мавзолей Ибрагима ибн Хусейна на Афрасиабе, мавзолеи Узгента), иногда величиной (мавзолей султана Санджара в Мерве). На территории Узбекистана до нас дошли мавзолеи XI начала XIII века — сырцовые и из жженого кирпича…
Выдержки и имеджи из глав «История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство»
1965г.
Цветные имеджи из разных источников, включая собственный.
Берите, без проблем.