Александр Николаевич Волков в Государственном музее искусств Узбекистана
7 сентября 2017 года в Государственном музее искусств Узбекистана открылась выставка «Жизнь и творчество Александра Николаевича Волкова». На вернисаже представлены более 70 его уникальных произведений живописи и графики, как из постоянно действующей экспозиции, таки произведений из хранилищ музея.
Художник и поэт Александр Николаевич Волков занимает особое место в формировании узбекского искусства XX века, основанного на истоках искусства Востока и Запада, наравне с нарастающей эстетикой узбекского искусства и позднее получившей признание национальной школы искусства Узбекистана. Волков, являясь местным уроженцем, глубоко впитал в себя духовную атмосферу тогдашнего Туркестана. «…Не став правоверным мусульманином, он воплотил мистическое богопознание в своей живописи, в захватывающих художественной силой объективно-эпических образах».
А. Н. Волков родился в 1886 году в г. Скобелеве — нынешней Фергане, в семье гарнизонного врача. Детство его прошло в Туркестане. В 1905 г. после окончания Оренбургского кадетского корпуса, он поступил на естественный факультет Петербургского университета, но, проучившись два года, оставил его для занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств, в классе В. Е. Маковского (1908-1910). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказали занятия в мастерской М. Д. Бернштейна, где преподавали Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, скульптор Л. В. Шервуд (1910-1911). Свое обучение А. Волков продолжил в Киевском художественном училище (1912-1916), у крупнейшего мастера-монументалиста Ф. Г. Кричевского, где он познакомился с А. А. Экстер и А. Г. Тышлером. Он восторгался мозаиками Софии Киевской и заворожившими его росписями М. Врубеля в Кирилловской церкви. Под влиянием творчества М. Врубеля и древнерусской живописи художник создаёт свои первые самостоятельные работы. Для ранней живописи Волкова характерны стилистика модерна, реминисценции «кристаллической» живописи М.А.Врубеля.
Основатели русского авангардного искусства В. Кандинский и К. Малевич, несомненно, оказали воздействие на формирование мировоззрения художника и появление в его искусстве новых пластических форм. В это время Волков создает произведения в духе европейского импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, кубизма, футуризма и в других направлениях. В 1917-1922 годах им были созданы произведения «Караваны», «Восточные примитивы», «Плач на кладбище»,
«На сандале» (1924), «Телега», «Танец» (1924)
и «Гранатовая чайхана» (1924) – апогей его творческих поисков того времени, новшество — создавшее гармонию в искусстве Востока и Запада.
Немного о «Гранатовой чайхане» (находится в ГТГ, Москва, Россия). «…В картине «Гранатовая чайхана» герои Волкова не простые верующие, которые общаются друг с другом или внимают звукам музыки. Перед нами три суфийских мистика («арифа»), целиком погруженные в духовное созерцание Бога. В полотне Волкова реальные обитатели Туркестана, словно совершая «тихий зикр», глядят, выражаясь словами Саади, «в дверь иного мира».
Говоря о «Гранатовой чайхане» Волков упоминал о кубизме, с которым данное произведение сближают построение формы геометрическими планами и совмещение в лицах персонажей фаса и профиля. По его свидетельству, «Гранатовая чайхана» завершила собой цикл картин, в которые он «ввел систему треугольников, добиваясь простой, но крепкой и выразительной композиции».
Искусствовед Наталия Вячеславовна Апчинская (1937 —2014)
Впечатляющая цветовая энергия сохраняется и в волковских вещах, написанных по программе соцреализма. Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок. Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость.
Не рас обвинённый за «формализм» и в 1946 отстраненный от преподавания в Ташкентском художественном училище (где он работал с 1929), мастер, однако, и в поздний период создал немало примечательных картин.
Произведения художника занимают особое место в познании живописного многообразия для молодого поколения художников Узбекистана.
Очень нравиться творчество Волкова А.Н. , после себя он оставил богатое наследие , знакомство с его картинами у меня началось после того как я увидела картину Испания, очень сильная живопись. Еще одна не менее значимая работа Дети -музыканты и Гранатовая чайхана. Даже не знаю какая из них сильнее по восприятию.