Тепло и радость живописи Рустама Базарова
В холодный вечер, 13 декабря 2017 года на выставочной площадке театра Марка Вайля «Ильхом» открылась персональная выставка «Живопись Рустама Базарова», которая продлится до середины января 2018 года.
Рустам Базаров родился в 1968 году в Кашкадарье. Окончил в 1995 году Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского, ныне Гос. Институт искусств им. М. Уйгура, (отделение монументальной живописи).
В свои не полные 50 лет Рустам снискал себе, воистину, звание классика народного «живописного бытовизма», в котором главную роль играют обыденные, жизненные ситуации с участием обычных горожан. Базаров художник многоплановый, интересный во всех отношениях с врождённым чувством юмора.
Первая выставка Рустама Базарова состоялась в далёком 1993 году в «Доме кино», который уходит в историю. Впервые его изумительные работы я увидел в 2010 году на этой же выставочной площадке театра «Ильхом», так же организованной Арт – галереей «Караван» и её куратором Натальей Мусиной.
Редко на какой выставке можно услышать смех и восклицания от зрителей, которые в полотнах Рустама Базарова узнавали, что-то родное, близкое, возможно, себя. Что самое ценное в полотнах, они без пафоса и фальши с юмором показывают жизнь такой, как она есть, порой с сюжетами, которые вызывают сожаление и сострадание, но всё же в них больше того, что согревает душу, создают дух общности зрителя и Базаровских персонажей, изображённых на полотнах. Рустам мастерски создаёт многофигурные композиции, в которых ни одно лицо не повторяется.
Центральное место в экспозиции занимает полотно под названием «Свадьба». Картина «Свадьба» достоверно передающая атмосферу узбекской свадьбы, как в прежние времена, проводившейся во дворе жениха, а не в ресторане или зале торжеств, по словам Рустама несколько раз дополнялась новыми персонажами. Жаль, что Вы не слышали, как радовались зрители и спорили о том, где эта свадьба в Фергане или Кашкадарье — «Смотрите, такие лепёшки пекут только у нас …». Каждая картина Рустама Базарова под названием «Свадьба», а их было не менее 20 вариантов, живёт своей особенной жизнью так же, как и свадьбы в реальной жизни.
Моя знакомая задала вопрос Рустаму, — говорят, что если сфотографироваться на фоне этой картины, то у вас с большой вероятностью будет собственная свадьба? На что Рустам улыбнувшись, дал положительный ответ.
Полотно «Гап» привлекло внимание в основном мужчин. Многие, возможно, увидели себя в персонажах картины. Гап, с узбекского языка — Разговор. Обычно, друзья (по очереди) собираются у кого ни будь дома и устраивают мальчишник. Атмосфера подобного мальчишника мастерски передана Рустамом. Одному из посетителей выставки захотелось пощекотать стопу одного из персонажей с порванным носком, что в результате привело в восторг посетителей, получился своеобразный перформанс, хохот на полотне слился с хохотом в зале.
Очень близка, жителям массива Чиланзар, картина под названием «Жилой дом на массиве Чиланзар». «Это мой дом, — воскликнула одна женщина, — каждый этаж со своей историей и отдельной жизнью».
Полотно «Хашар» — замес глины с саманом (соломой), — это совместная, безвозмездная работа друзей и родственников, как правило, в строительстве дома. Мы, в с дядьками и братьями ни один дом построили таким способом в прошлом столетии.
Одно их последних творений Рустама Базарова является картина «Карта мира», на которой с присущим Рустаму юмором изображены все континенты и особенности каждой страны.
На вернисаже экспонируются так же пейзажные работы Р. Базарова, по которым можно отследить меняющуюся манеру письма художника, т.к. в экспозиции представлены работы разных лет.
И ещё несколько живописных работ мастера разных лет.
Кто то спросит — и зачем Рустаму надо было учиться монументальной живописи? Взгляните на картины «Свадьба», «Карта Мира», а если этого не достаточно, съездите в Ходжикент (Узбекистан), в зону отдыха «Чинарас», где Рустам расписал стены картинами в присущей ему манере, и вы получите двойное удовольствие от отдыха в «Чинарас» и от созерцания шедевров Рустама Базарова.
В целом, картины Рустама Базарова, покажутся наивными, но они несут в себе историю, т.к. фиксируют стремительно меняющийся город, этнографию современного Ташкента, а самое главное, положительные эмоции, так необходимые в стремительно меняющемся мире.
Напоследок, несколько фотографий с вернисажа.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.