«Стекло/Вата» от «Сприветом» в галерее Zero Line

Навёрстывая упущенное, показываю одну выставку, открытие которой состоялось 1 декабря 2017 года в ZERO LINE галерее. Выставка называлась  «СТЕКЛО/ВАТА».  Хочу отметить, что Арт — события в Ташкенте были бы однообразны и скучны, если бы в галерее ZERO LINE группа художников и искусствоведов не представляла  разные по содержанию выставки.   Пусть нам, зрителям не всё понятно на подобных выставках, но такие выставки необходимы. Как -то на одной биеннале современного искусства в Ташкенте произошёл казус. Один, ныне известный, художник не намерено сел на один экспонат выставки, который не выдержал его веса и произошло разрушение экспоната (восстановимое – это был цветной Зонт-тент привязанный к пластмассовому стулу), за что охрана зала вывела его из экспозиционного зала. Тогда Юра Усеинов сказал – если бы это был мой экспонат, я бы помог ему разрушать его дальше. Получился бы офигенный перформанс. Это высказывание Юры меня удивило тогда. А на этой выставке в галерее ZERO LINE был использован материал, который многие из нас просто выкинули бы в мусор. Ещё летом недоброжелатели ночью разрушили 3 витражных стекла галереи. Белла Собирова отсняла всё это безобразие на фотокамеру и сохранила осколки стёкол, которые органично были использованы для претворения замысла выставки «СТЕКЛО/ВАТА». 

Представляю обзор этой выставки от Виктории Ерофеевой.

Два проекта
«СТЕКЛО/ВАТА» от «СПРИВЕТОМ»

Новая выставка арт-группы «СПРИВЕТОМ»  под названием «СТЕКЛО/ВАТА». Конечно всем знакома стекловата – теплоизоляционный материал, известный отрицательным воздействием на человеческий организм (острые и тонкие обломки легко проникают в кожу, вызывая зуд, их вдыхание может вызвать длительное раздражение лёгких, опасно попадание волокон в глаза). Но на этой выставке мы будем говорить не об этом материале, хотя и зачастую выставки современного искусства вызывают у консерваторов подобные аллергические реакции.

Причина такого названия в том, что основными материалами для создания арт-объектов в текущей экспозиции послужили 2 материала: стекло и вата, которые вызывают противоположные ассоциации (жесткое-мягкое, опасное-безопасное, бьющееся стекло и вата, которую разбить или сломать невозможно). Два зала галереи также разделились на пространства двух материалов.

В одном зале – вата – нечто на первый взгляд мягкое и комфортное. Но, в то же время вата постоянно пристает к одежде, обволакивает, комки ваты распространяются по помещению незаметно заполняя собой пространство. В то же время всем знакомы выражения «ватная голова» – ощущение тяжести, головная боль, «ватные ноги» – отёкшие, затрудняющие ходьбу, «ватные пальцы» – потерявшие чувствительность, словно отёкшие. В молодёжном сленге «вата» означает нелепое, не правдивое. В контексте современного СМИ-противостояния «ватой», «ватником» называют твердолобого российского патриота, человека, подвластного действиям официальной пропаганды.

Так, несмотря на относительную нейтральность самого материала, переносные значения слова «вата» несут преимущественно негативную окраску, подразумевают потерю ощущения реальности, состояние дискомфорта.
Такая смысловая нагрузка прослеживается в представленных арт-объектах: женский манекен, броско одетый с телефоном в руке, но с головой, полностью скрытой под толстым ватным слоем;

гамак набитый белой массой, а перед ним телевизор, из которого вытекает непрерывный поток ватных комков.

Интересна и оригинальная реплика скульптуры Венеры Милосской – с повязанным фартуком, набитым «белым золотом» – постмодернистский прием по ироничному совмещению образа классического искусства и современного контекста.

Мы видим несколько значений: местный локальный контекст, понятный жителям Узбекистана. Авторы низвергают божественный идеал любви и красоты с небес на землю, причём на землю узбекскую, где даже богиня должная сдать необходимую норму по сбору хлопка. С другой стороны, явна и гендерная тема – образ, являющийся олицетворение женственности занимается тяжелым физическим трудом.
И все эти объекты «живут» под звуки белого шума – помех в старых ненастроенных телевизорах, которые также называли «ватой».

В другом зале весь пол устлан россыпью мерцающих, словно бриллианты, осколков стекла. Но красота и блеск этих «алмазов» скрывают опасность, страх – ведь битое стекло легко может причинить физическую боль. Среди этого мы видим элегантные натюрморты из фужеров, графинов, рюмок, наполненных осколками. Мы привыкли позировать для фото, манерно держать бокалы, изящно поднося к губам. Но, тут этого делать нельзя, сама мысль о битом стекле в стакане вызывает отторжение и страх. Этот рэди–мейд ощущениями неприятия и отвращения напоминает работу 1936 года «Чайный меховой прибор» Мерет Оппенгейм. Но в то же время, нельзя отрицать его внешнюю красоту, переливы бликов при соприкосновении стеклянных поверхностей.

«Мы хотели вызвать у зрителя это ощущение двойственности восприятия предметов, сочетания вещей и образов, когда ты одновременно испытываешь самые противоположные эмоции и это возможно лишает тебя душевного равновесия… Кто- то может подумать, что наша единственная цель – вызвать отвращение и ненависть. Нет, это не так. Наша цель – разнообразие реакций. Понимаете, это как при просмотре ужастика, или когда человек видит кошмарный сон – ведь так происходит выплеск негатива, так подсознание и инстинктивные реакции помогают человеку справляться с проблемами, избавляться от плохих эмоций. Вот и мы предлагаем зрителю безопасный способ выплеснуть негативные эмоции здесь, на нашей выставке – выражайте недовольство, плюйтесь, ругайтесь!» (участник группы «СПРИВЕТОМ»).

«Конечно мы закладывали в объекты, которые вы видите, определенные смыслы и идеи, но искусство тем и прекрасно, что его каждый воспринимает по-своему! Для вас вата – это всего лишь вата, а стекло –просто стекло? Ну и круто! Погуляйте среди них, сделайте хорошие фотки и все! Вы думаете, что вата, которая свисает с телевизора – это отсылка к пропаганде в СМИ? Почему бы и нет?! А может это помехи в телевизоре (он кстати тут тоже есть). А битое стекло для вас – это те же бриллианты, которые тоже могут быть? Или образы слез? Помните, была такая работа у Юрия Альберта (московский концептуалист) – холст, на котором написано «Что касается вашего мнения по поводу этой работы, я с ним совершенно согласен» Вот и мы также думаем о реакции на наши работы!»

Говоря об осколках стекла, важно учитывать и их ауру. Историю этих предметов зритель может проследить на телевизионных экранах. Многие помнят неприятный инцидент в августе текущего года – когда ночью злоумышленник из травматического пистолета разбил несколько окон в галерее. Преступник скрылся, и, хоть камеры видеонаблюдения засняли человека, но отыскать его и выяснить причины этих действий не удалось.

Агрессия, злость, ненависть, зависть, гнев…что движет человеком, совершающим такого рода поступки? Если он всего лишь наемник – то дело скорее всего в деньгах, а заказчику приносит ли удовольствие содеянное? Эти вопросы, мотивы, которые побуждают людей совершать подобные поступки заинтересовали художников. Будучи в гостях у галереи вскоре после события, и разглядывая осколки битых окон на земле, смешанных с пылью и остатками патронов они стали рассуждать об этих вопросах. Так начал зарождаться проект, превратившийся спустя месяцы в «СТЕКЛО/ВАТУ».

Надо отметить, что вместе с идеей выставки родился и автор, то есть группа «СПРИВЕТОМ» – новое явление на поле современного узбекского искусства. Особенность данного коллектива в том, что его участники желают оставаться анонимными. В состав группы «СПРИВЕТОМ» на данный момент входит трое участников, разных возрастов, имеющих различное образование (в том числе и в сфере искусства). Конечно, куратор галереи, Вячеслав Ахунов и его верные помощники поддерживали группу, но стоит отметить, что проект «СТЕКЛО/ВАТА» – это полностью инициатива группы «СПРИВЕТОМ», которую галерея рада была поддержать. Это своеобразный эксперимент, проверка себя. Каждый из участников делает равноценный вклад в проект, генерирует идеи и воплощает их, но от своего имени они отказываются ради идеи коллективного творчества. создать проект, отказавшись от своего имени. Это и есть искусство ради искусства.
Такая практика конечно приведет к двойственности. С одной стороны, все недовольства и критика в адрес арт-проектов коллектива никоим образом не отразятся на репутации авторов. Так что можно вдоволь похулиганить. Но с другой стороны, восхищение, пиар и реклама также никак не коснуться художников-участников.

Практика подобной анонимности берет начало еще в античном театре. Театр был безумно развитой культурной сферой в Древней Греции, а конкуренция зашкаливала. После просмотра комедии, жюри, выбиравшееся из обычных граждан, судило комедию, и отрицательная зрительская оценка могла испортить карьеру драматурга. Поэтому, зачастую авторы выпускали комедии под чужим именем (иногда это был реальный человек – другой автор). Тогда, если пьеса не удавалась, то все порицание доставалось подставному лицу. Так автор мог прощупать почву, если не был уверен в качестве постановки.

В 20 веке подобное практиковалось в Голливуде. Режиссер Алан Смити был отмечен во всех мыслимых жанрах и обруган большим количеством критиков, но тем не менее постоянно получал новые кинозаказы от голливудских студий. Алан Смити – коллективный псевдоним, выдуманный Гильдией режиссеров Америки (ГРА), его принято помещать в титры кинофильма, который в процессе производства изменился настолько, что перестал отражать взгляды постановщика. Гильдия решила использовать его в качестве удобного прикрытия для режиссеров, которые по тем или иным причинам не хотят открывать общественности свое настоящее имя, – так родилась одна из самых знаменитых мистификаций Голливуда, много лет принимавшаяся зрителями за чистую монету.

Что касается изобразительного искусства, то до эпохи Ренессанса имя художника в принципе отсутствовало. В средние века искусство было культовым, место произведений было в церкви (фрески, иконы, мозаики), а художник был лишь инструментом в руках Бога. И лишь в период Возрождения, с утверждением гуманистических идеалов и утверждения значимости человеческой личности произведение искусства обрели автора, художник стал подписывать свои работы.
И несколько столетий личность художника была значима и важна. Но сегодня, в эпоху развития высоких технологий художник, желающий славы и всенародный любви, должен быть мультидисциплинарно образованным. Наиболее востребованные сферы, где мог бы найти себя художник сегодня – это кино и компьютерные технологии. Но эти сферы – командное производство, где важен коллективный вклад множества людей, и редко один человек сможет заполучить всю славу. Если же говорить об огромном количестве современных художников- живописцев, графиков, скульпторов, видео-артистов, авторов инсталляций и ленд-арта – безусловно среди них много талантливый и возможно даже гениальных в своем деле авторов. Но если говорить о желании славы и всемирного признания – этого нет, они известны лишь в кругах, интересующихся культурой и искусством. Личностей-художников подобных по известности Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело, Ван Гогу, Малевичу, Сальвадору Дали сегодня нет. Сальвадор Дали был вероятно последний из таких, но он был не только живописцем, но медийной персоной, великим гением пиара, который засветился во всех видах искусства, дизайне, кино и рекламе, который превратил свою личность и свою жизнь в произведение искусства. Сегодня стоит признать, что художник должен смирить свое эго, привыкнуть к тому, чтобы быть профессионалом своего дела и заниматься творчеством в свое удовольствие.

Сегодня ярким пример популярного художника является уличный художник Бэнкси, чьё протестное по своей сути искусство, затрагивает важные социальные и политические темы, является остроумным и приносит эстетическое удовольствие жителям городов, расписанных Бэнкси. Иронично, что Бэнкси, кумир молодёжи – вымышленный персонаж, сохраняющий анонимность с 1990-х годов.

Галерист и куратор, Марат Гельман, в 2012 году организовавший в Пермском музее современного искусства PERM выставку «Anonymous», так комментирует стремление современных художников к сокрытию своей личности: «В современном искусстве все больше анонимных работ. Художник хочет скрыть свое лицо. И это или протест против художественного рынка, который построен на торговле брендами, или страх быть наказанным за нарушение закона, рисование на стенах по ночам. Современное искусство состоит либо из портретов неизвестных людей, либо из работ неизвестных художников. Процесс упрощения изображения идет непрерывно, и вместо лиц появляются смайлики и другие символы. Ведь это масштабный процесс: индивидуальность исчезает, и человек превращается в толпу, в маску».

Таким образом и художники, создавшие объединение «СПРИВЕТОМ» совершают радикальный эксперимент над своим арт-Я.

Группа «СПРИВЕТОМ» не собирается останавливаться на одном проекте, готова реорганизовывать состав для работы над новыми выставками. Единственным условием для желающих поучаствовать – это забыть свое имя на время работы в проекте. Единственным звеном, которое берет на себя ответственность по связи с группой и сохранении анонимности участников, становится галерея ZERO LINE. Мы рады такому посредничеству и надеемся, что сыграем свою роль в будущем арт-группы.

Виктория Ерофеева
1 декабря 2017

Несколько фотографий с выставки.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *