«Архитектоника света» витражиста Альберта Ахмедшина в ЦВЗ АХУз
13 июля 2018 года в Центральном выставочном зале Академии Художеств Узбекистана состоялась церемония открытия персональной выставки художника-витражиста Альберта Ахмедшина под названием «Архитектоника света».
Вы когда ни будь, видели игру света в окуляре калейдоскопа, когда при вращении калейдоскопа, создаются различного цветосочетания изумительной красоты фигуры? Такие же изумительные цветосочетания на стекле в виде картин создаются мастерами витража.
Оформление оконных проемов панно из цветного стекла было известно уже в Древнем Риме и восточных странах. В средневековые времена изготовление витражей превратилось в искусство, связанное с культовым зодчеством. В эпоху Средневековья и Возрождения искусство витража получило бурное развитие. Его настоящий расцвет начался с XII века. Широко известны витражи Собора Парижской Богоматери «Нотердам де Пари», Кельнский собор Святых Петра и Марии.
Начало XX века ознаменовалось новым этапом развития витражного искусства. Оно становится более светским. Законодателями моды и стиля теперь выступают не традиции, а отдельные художники. Элементы витражных композиций используются для оформления административных зданий, дворцов правосудия, спортивных комплексов и даже частных домов. Известно, что всемирно известный художник авангардист Марк Шагал так же занимался изготовлением витражей. Витражи не утратили актуальности и сегодня.
Заниматься витражом – дело непростое, требующее самоотверженности и полной отдачи сил, таланта и времени, а также значительных финансовых затрат. В этой трудной и сложной области искусства история узбекского витража обогатилась своеобразным, художественным явлением – произведениями Альберта Ахмедшина. Альберт Ахмедшин – один из немногих в Узбекистане художников-витражистов, чьи работы получили признание как у нас в республике, так и за рубежом.
Альберт Гатфанович Ахмедшин родился в 1946 году в г. Ташкенте. После окончания в 1978 г. факультета архитектуры Политехнического института им. Абу Райхона Беруни, начал работать в проектном институте Ташгипрогор. В числе его авторских проектов школа-интернат для одарённых детей, двухзальный кинотеатр па массиве Каракамыш. А. Ахмедшин является соавтором проектов Республиканского художественного колледжа им. П.Бенькова и Дома кино. В 1983 г. стал членом Союза архитекторов Узбекистана. Учился у литовских профессионалов- витражистов К. Моркунаса и А. Довиденоса. Первой авторской работой художника стал витраж «Флора» в гостинице «Джейхун» (г. Ургенч).
Среди многочисленных работ А. Ахмедшина можно выделить витраж «Великий шёлковый путь» на парадной лестнице Посольства Республики Узбекистан в Вашингтоне, витраж в терминале аэропорта г. Ташкента, для Римско Котолической церкви в Ташкенте, а также несколько витражей для частных коллекционеров.
Из пресс-релиза к выставке.
На вернисаже представлены, как фотографии выполненных мастером витражей, так и несколько оригинальных витражей. Среди экспонатов есть макет витража оконного проёма часовни при административном здании Римской католической церкви в Ташкенте, витраж в стиле «Песня над городом», «Роза», «Ретро», «Космос».
Вот что сказал об А. Ахмедшине мэтр Узбекской Архитектуры, заслуженный архитектор Узбекистана, лауреат государственных и международных премий Серго Михайлович Сутягин –
«В Узбекистане Альберт Ахмедшин – один из лучших мастеров витража. Его работы не только красивы и изящны сами по себе, но всегда увязаны с общим архитектурным решением, создавая гармоничное целое. Когда видишь работы А.Ахмедшина, радуешься редкому сочетанию таланта, опыта и образования их создателя».
«К сожалению, у А.Ахмедшина нет продолжателей его дела», – сетуют искусствоведы Людмила Кодзаева и Эльмира Ахмедова, – «в нашем Институте им. К.Бекзада нет отделения витража».
Что бы понять и оценить все прелести искусства витража, необходимо посетить вернисаж «Архитектоника света», который продлится до 30 июля сего года.
И ещё несколько фотографий с вернисажа «Архитектоника света».
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.