Вяческлав Ахунов с проектом «ЖМЫХ» в Галерее ZERO-Line.

26.10.2018 г.  в Галерее Zero-Line была открыта выставка «Жмых», а также презентация книги Вячеслава Ахунова «Артхеология СССР», социалит.

«Жмых — это продукт, получаемый после отжима растительного масла на прессах различной конструкции из прошедших подготовку семян масличных культур. (Комбикорм для сельхоз. животных). Пресс — инструмент для отжима и получения жмыха, но в русском языке этот термин имеет несколько значений. Многозначность слова может привести к интересным результатам в пространстве современного искусства.
Вторая часть программы — презентация альбома «ARTCHEOLOGY USSR, 1979-1982» (АРТХЕОЛОГИЯ СССР, 1979-1982), изданного 2017 галереей LAURA BULIAN GALLERY (Милан), при непосредственном участии Marco Scotini (сопроводительная статья) и Lilia Di Bella (дизайн, компьютерное обеспечение).

Альбом представляет собой факсимильную печать рукописной Книги Художника. Обложка, как и оригинал, обтянута хан-атласом 80-х годов, а для печати была найдена старая бумага тех лет. Сборка и переплет делались ручным способом в небольшой книгопечатной фирме Милана, К основной книге прилагается альбом-навигатор на итальянском и английском языках.

Из пресс-релиза к проекту.

Осталось только добавить обзор куратора к выставке «ЖМЫХ».

Проект «ЖМЫХ».
Галерея Zero Line, Ташкент, 26 октября 2018г.

ПРЕСС, ЖМЫХ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК КРИТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Можно с подозрением относиться к некоторым устоявшимся вещам, связанным с возвращением интереса к воспроизводству оппозиций. Например, искусство — не искусство, социальное – не социальное, политическое – аполитическое, которые связаны с отражением и реакцией, с отношениями между эстетикой и политикой, рынком и товарной культурой. Нет нужды отвечать на вопрос связана ли эротика и порнография, изобразительное искусство, новые масс-медийные языки и вся репрезентированная визуальная современность с политикой и экономикой.
Сегодня нас преследуют следующие вопросы:
Может ли производитель художественной продукции представить себя вне рынка, запертым в башне из слоновой кости?
Насколько актуальна для искусства Узбекистана включённость эстетики и искусства в политику, и наоборот — политики в эстетику и искусство?
Какое значение имеет политическая субъективация на уровне социальных отношений и актуальна ли взаимная отчужденность политики, эстетики и искусства?
Насколько актуально для искусства политическое значение?
Проблема, связанная с интересом к оппозициям, коренится в состоянии гражданского общества, в его понимании роли эстетики и искусства в общественной, в политической жизни, в производстве посредством социальных процессов чисто субъективированных конструктов, в том числе эстетических и художественных.
Множество в своей непохожести процессов и практик, включая критические дискурсы, формируют среду с условиями для переосмысления отношений между измерениями и форматами политики с одной стороны, искусства и эстетики — с другой, подчеркивая, что вопрос о критическом значении будет связан именно с историческим современным, которое каждый раз уникальное и в последующий момент не подлежит стиранию, но обновляется именно с помощью художественного выражения и художественно-критического дискурса, предполагая наличие творческого воображения в поиске современности.
С другой стороны, производство художественной продукции, товара, неразрывно связано с условиями товаризации культуры и расширенного воспроизводства, с человеческим трудом в условиях накопления капитала, с формами стоимости, в том числе, спекулятивными, с высокими технологиями, свободой апроприации, формами повторения, с расширением воспроизводства, с тиражированием продукции. Благодаря неразрывной связи с товарно-денежным производством, даже художественно-критический дискурс на темы социальной эмансипации и политики сопротивления капиталу, превращается в товар, который успешно реализуется на глобальном транснациональном рынке искусства.
Реальность указывает на вещи, которые по разным причинам не все замечают – давления ощутимого, искусственно созданного пресса. В крайнем случае, проявляется амбициозное недоверие к достоверности. Казалось, что почти невозможно обнаружить усилие и способность уличить самого себя в недостатке воли к сопротивлению от удушения прессом социально-политического надзора. Однако концентрация присутствия последнего указывает на отсутствие веры в существование современности, на политику превентивного контроля и отчуждение художника от неё.
Напротив, властвует великая вера в материальное присутствие привычного прошлого, существующее в виде свидетельств, преданий, мифов, признания традиций, ритуалов. Максимум, что можно предположить по этому поводу, – исчезновение всякой логики от недостаточной жизненной и интеллектуальной устойчивости, в итоге подразумевая враждебное, без политических тонов, отношение к современности как к несостоятельному, лишенному особой семантики вульгарному пространству, в котором, в рамках академической традиции, нет места «особым» творческим задачам, стоящим перед художником.
Таким образом, концепция современности с её нормативным характером и практиками с трудом находит себе место в искусстве Узбекистана, не становясь предметом исследования осознания новой ситуации, оставаясь не включенной в обучающие программы профильных учебных заведений.
Форматирование, сжимание человеческих масс, как и индивидуума, с помощью социально-политического пресса не новая страница идеологии. Но мы пока не в состоянии признать собственное поражение, придавая своему почти безвыходному положению спекулятивную видимость тактического отступления.
В конце концов мы становимся пустой оболочкой, шелухой, в лучшем случае жмыхом из того, что когда-то существовало как единичное, оригинальное, но впоследствии выжатого с помощью пресса с его стратегией тотального надзора и различными способами контроля, управления, который мы создали своими же силами, – пресса, который становится неотъемлемой частью современного социального порядка, но подверженного ударам критических рефлективных социальных практик, в том числе с помощью художественно-критического дискурса современного искусства.
Вячеслав Ахунов,
художник, куратор галереи ZERO LINE gallery

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *