Александр Николаев с персональной выставкой «Путешествие в настоящее» в ЦВЗ АХ Уз.
19 октября 2018 г. в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана была открыта Персональная выставка Александра Николаева «Путешествие в настоящее». Масштабная экспозиция, представленная в Центральном выставочном зале – ретроспектива творчества А. Николаева.
«Она по-своему уникальна: никогда у нас не было персональных выставок такого типа. Экспозиция отражает широту концептуальных идей и поисков художника, а также открывает возможность зрителю понять, насколько исследуемые им проблемы актуальны для настоящего и будущего. Выставка Александра Николаева «Путешествие в настоящее» – это высказывание художника по поводу современной реальности, событий, происходящих в мире, – пишет доктор искусствоведения Нигора Ахмедова.
Свой путь в области концептуального искусства А. Николаев прошел, не ища «особых путей», он отразил общую закономерность: художник начинал с живописи, затем перешел, из ставших для него узкими, рамок станковой картины к инсталляциям, реди-мейдам, кинетическим объектам «Модулор», «В поисках совершенства», «Эволюция». Как объясняет художник: со временем пришло понимание того, что концептуалист – это не «поэт прекрасного и возвышенного», он исследует, понимает и видит окружающий мир в контексте актуальных проблем современности.
В 2000-е г.г. А. Николаев перешел в видео-арт и создал лаконичные с емким смыслом работы на темы урбанизма, экологической катастрофы — «Аральское море», «Рыбы», «Лифт», «Шаман». Видеоарт «Хочу в Голливуд», отразивший настроение целого поколения, стал этапным в творчестве художника и был показан на многих международных выставках и биеннале.
Знаковым для творчества А. Николаева спал выставочный проект «Констелляция» (2005, Швейцарское бюро) — первая в Узбекистане выставка концептуального искусства, проходившая на территории бывшего ремонтно-механического завода. Николаев представил readymade «Аральская вода», кинетические инсталляции «В поисках совершенства», «Крылья Икара».
Кинетическая инсталляция «В поисках совершенства» представляет собой оригинальное изобретение А.Николаева – машина с белыми гипсовыми руками, с холодной размеренностью, без остановки штампует фигурки человечков. Художник размышляет о клонировании, о кризисе уникальности человека в глобализованном мире, о том, чем обычно заканчиваются пресловутые «поиски совершенства и гармонично развитого человека».
На Венецианской биеннале 2007 г. А, Николаев представил медитативное черно-белое видео «Молитва», которое отразило исследование духовной проблематики.
На 54 Венецианской биеннале художник участвовал проектом «Мир добрых людей». Это – 16 панно, выполненные в коллажной текстильной технике мастерицей А. Пановой по эскизам художника. Образцы наивного искусства и китча с восточным акцентом оживают в этих обильно украшенных кукольно — иконных «портретах», словно заключенных в нарядные оклады.
Антивоенная позиция художника отражена в нескольких проектах 2015-2018 г., представленных на выставке – серия живописных работ «Реальные миры», а так же кинетических инсталляциях «Камера обскура», проекте
«Активы», объектах «Мягкие игрушки», «Снайпер», «Шкатулка. Малиновый звон». А. Николаев анализирует современную ситуацию — военные конфликты, катастрофы, происходящие в мире, используя обычные предметы, порой игрушки, неожиданно для зрителя пополняющиеся новым смыслом, выводящим их из частного мира обывателя. Парадоксально соединяя реальные и идеалистические сюжеты и объекты, художник совмещает агрессивное с гармоничным, в результате создается некий, в чем-то нелепый, противоречивый, но очень реальный мир.
И ещё несколько работ мастера.
***
***
***
Выставочный проект «Путешествие в настоящее» — это приглашение художника не в пространство экзотических и далеких мифов, истории, а попытка говорить в искусстве о настоящем, задавать вопросы о том, что происходит в мире.
Для Узбекистана данная выставка является достаточно неординарной и актуальной на фоне мейнстрима в искусстве. Вопрос, заданный зрителю рассчитан на размышления и оценку событий современности средствами современного искусства.
Александр Николаев вместе со своими коллегами «по цеху» прошел период «бури и натиска», пришло время анализа сделанного и для перспектив будущего. Он называет себя реалистом, считая, что правда жизни, исследование реальности, теперь перешли в новые формы и выражают новые смыслы.
Экспозиция состоит из трех основных разделов:
- «Ильхимовский» период — ранняя живопись
- Структурно-оптическая живопись, не фигуративная, экспериментальная живопись и
объекты (модулоры), графика.- Концептуальное искусство: инсталляции, видео, кинетика, графика, «новая» живопись
«Реальные миры».академик Н.Ахмедова
Если сравнить данную выставку с прошедшей в этом же зале 8-й биеннале, а впрочем, стоит ли сравнивать не сравнимое? Какие кураторы и художники, такие выставки.
И ещё несколько фотографий с выставки.
Самое страшное, что я видела в Узбекистане, это не последняя экспозиция в цвз на биеннале.Это выставка Баходира Джалала.. как можно выставлять в самом лучшем зале города такое ?? слов нет. неужели некому сказать что король то голый?? компьютерные потуги растянутые на громадные пространства. о чем это?? о чем эти жуткие синие и красные цвета в инсталяции.. эти жуткие фигуры в фоей. говорят что это будет стоять там на вечно.. Про Николаева сказать нечего.. это все выставлялось. а что нового,я так и не поняла.. но лучше уж Николаев, чем баходир Джалал. Люди, которые в Академии, очнитесь. нельзя пропагандировать безвкусицу, это не искусство. и не современное искусство.. жаль людей, а особенно детей, которые не были за границей и не могут впитать в себя Настоящее.. Кураторы, не зарабатывайте просто деньги. это ответственность- что вы показываете в Мир.. То ли вы заставляете Души людей расцветать и радоваться, то ли съеживаться от ужаса.. не нашла,где можно написать комментарий про Джалала. Живу , к счастью в другой стране. но приезжаю на месяц. сожалею, но впечатления удручающие..