«Альма — Матер» — Объединение выпускников Российских ВУЗов в ЦВЗ
Решил постфактум показать произведения художников Узбекистана — выпускников Российских ВУЗов, выставку которых организовало РОССОТРУДНИЧЕСТВО совместно с Дирекцией художественных выставок при Академией Художеств Узбекистана. Из-за цейтнота во времени выкладываю отснятый материал без тщательной обработки. Работы подписаны именами авторов, без названия и даты исполнения. Большинство представленных на выставке работ ранее были освещены на страницах art-blog.uz.
И так.
29 ноября 2019г. в Центральном выставочном зале была открыта Ретроспективная выставка произведений художников Узбекистана — выпускников художественных Вузов России «Альма — Матер».
В экспозиции представлено свыше 200 произведений живописи, скульптуры, графики из фондов Дирекции художественных выставок и авторских произведений известных художников Узбекистана, в разные годы XX века получивших образование в лучших художественных ВУЗах Санкт-Петербурга- в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, ныне Всероссийской Академии художеств, Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной (быв.Штиглица); в Московских художественных ВУЗах — Государственном художественном институте им.В.Сурикова, Московском художественном училище им.М.Калинина (быв.Строгановское), во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИКе), Московском художественном училище им. 1905 года и других российских художественных учебных заведениях. Это созвездие имен, определявших пути развития отечественного искусства на протяжении целого столетия и заложивших основу школы современного изобразительного искусства Узбекистана.
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Станковые формы изобразительного искусства, возникшие в творчестве художников-узбеков лишь в конце 20-х, начале 30-х годов прошлого века, благодаря мощному процессу культурного взаимодействия и профессионального художественного образования получили свое широкое развитие. Первые педагоги Туркестанской народной художественной школы, организованной в 1919 г. в Ташкенте — С. Юдин, И. Казаков, А.Н.Волков, И.Головин, А.Исупов , Самаркандской художественной школы -О.Татевосян, В.Еремян, Г.Никитин, с 1929 г. — П.Беньков и З.Ковалевская, получили профессиональную подготовку в художественных студиях Москвы и Петербурга, во ВХУТЕМАСе. ВХУТЕИНе, в Пензе и Казани. Эстафету продолжили художники военного и послевоенного поколения, окончившие Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Репина — Р.Ахмедов, В. Зеликов, Н.Кузыбаев. Т.Оганесов, М.Саидов, В.Жмакин, В.Соседов, В.Нечаев, их старшие коллеги П.Ган, А.Гольдрей, ставшие педагогами Ташкентского художественного училища и Ташкентского театрально-художественного института, ныне Национального института художеств и дизайна.
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
****
***
***
***
Сегодня процесс художественного образования продолжают выпускники российских ВУЗов, академики С.Абдуллаев, Б.Джалалов, Н.Ахмедова, Г. Кадыров, С.Рахметов, Дж.Умарбеков, педагоги Г. Артыков , З.Рахимова, А. Хатамов, С.Ахмедов. Искусство Узбекистана, начиная с 20-х годов прошлого века и по настоящее время, развивалось в тесной связи с художественной жизнью Москвы и Ленинграда — Санкт Петербурга. Русская художественная культура, художники России сыграли главную роль в воспитании первых узбекских художников. Это процесс длился в течение всей второй трети XX века и захватил все последующие десятилетия. В нем проявилась прочность экономических и культурных связей Средней Азии с Россией, традиции, имеющие вековые корни. Художественные ВУЗы России — «Альма-матер» многих узбекских художников, внесли неоценимый вклад в славную историю изобразительного искусства Узбекистана, «полную художнического энтузиазма, отмеченной плеядой неповторимых творческих индивидуальностей» (Р.Такташ).
***
***
***
***
***
***
***
Выставка работает до 5 января 2020 года.
И ещё несколько фотографий.
Автору блога спасибо за интересное освещение искусства РУЗ, ждем новых тем…